21:17 

Летние школы

Мифоплет
Я не волшебник, я - сказочник.
    Други, прошу перепоста под славное дело!

    Мой очень старый и очень хороший друг prijutme4ty занимается славным делом: преподает в и продвигает летние школы для школьников и младшекурсников. К сожалению, у этого славного дела пока всё не очень весело с пиаром, и многие люди, которые могли и хотели бы получать новые знания, просто не знают о существовании этих школ. Поэтому prijutme4ty написал про них небольшую статью, а я пообещала ему распространить её на Дайри.
    Помогите, а? Ну и если вы сами заинтересуетесь темой, мы будем только рады.
    Далее - сама статья:


О летних школах (расширенная версия)

В последние несколько лет появилось огромное множество онлайн курсов, на которых можно научиться чему угодно: от базового курса физики до продвинутого курса по биоинформатике. Онлайн курсы стали незаменимым инструментом для тех, кто не мыслит свою жизнь без самообразования. Однако, что хорошо студентам, не обязательно годится школьникам. К счастью, для школьников тоже есть эффективные и увлекательные форматы обучения. Одной из таких форм являются летние школы.

Что такое летняя школа

Летняя школа - это разновидность летнего лагеря, основой которого является образовательная или научная деятельность. Существуют летние и зимние школы для детей самых разных интересов, возрастов и уровня подготовки. Это и математические школы, и лингвистические, и естественнонаучные (в широком спектре от биологии до физики), и программистские, и даже школы социальных наук. Успех летних школ определяется в первую очередь заинтересованностью преподавателей и мотивированностью самих школьников. Оказывается, что учиться гораздо интересней, когда тебя окружают такие же увлеченные люди.

Преподаватели летних школ часто привносят на школу свои профессиональные и научные интересы от разведения змей в неволе до написания мобильных приложений. Предлагаемые школьникам темы чаще всего не пересекаются со школьной и даже институтской программой, а скорее дополняют ее. Благодаря этому одни и те же курсы могут быть интересны и семикласснику, и одиннадцатикласснику. Часто так и происходит, что школьники разных возрастов занимаются вместе. Преподаватели далеко не всегда сами знают многое про темы своих коллег и вместе со школьниками приходят учиться, когда не заняты работой.

Курсы большинства выездных школ нацелены на расширение кругозора, а вовсе не на зубрежку формул. На летней школе запросто можно встретить курс по эволюции беспозвоночных или практические занятия по применению нейронных сетей или, например, лекции по математической теории узлов. Курс по математической теории узлов вряд ли научит школьника лучше решать ЕГЭ, зато может привить любовь к математике и показать, зачем же она нужна. Оказывается, что восьмиклассники вполне могут научиться считать определители не хуже первокурсников, если показать им, почему это важно и интересно. И даже, если это будет единственный раз, когда школьник столкнется с узлами, его жизнь уже никогда не будет прежней.

Типы летних школ

Среди многопрофильных школ можно перечислить "ЛЭШ" (Летняя Экологическая Школа), "ЗПШ" (Зимняя Пущинская Школа) и множество других. Так, например, на ЛЭШ есть отделения биологии, физики, математики и гуманитарных наук. И хотя школьник поступает на конкретное отделение, одновременное посещение курсов разных отделений является обычным и поощряемым явлением.
Иногда сильно разросшиеся отделения превращаются в самостоятельную школу. Например, известную Летнюю школу "Русского репортера" можно назвать "внучкой" ЛЭШ.

На ЗПШ есть естественнонаучное, точное, гуманитарное и психологическое отделения, но это деление распространяется исключительно на преподавателей. Школьники же вольны выбирать любые курсы любых отделений.
На обеих школах часть занятий проходит в классическом формате лекций-семинаров. Другие курсы - это менее привычные школьникам лабораторные практикумы и полевые исследования. На ЛЭШ, которая стоит палаточным лагерем, на свежем воздухе проходят не только полевые исследования, но и подавляющее большинство лекций. Изучать гамильтонову механику под соснами ничуть не менее эффективно, чем в учебной аудитории, но намного приятнее.

Другой тип летних школ, напротив, нацелен на школьников, которые точно знают, чего хотят, и специализируются в какой-то одной области. Учебные курсы в таких лагерях отличаются очень глубоким уровнем изучения материала. Это может быть продвинутая математика (для будущих профессиональных математиков) как на летней школе "Современная математика" или алгоритмическое программирование на ЛКШ (Летняя Компьютерная Школа). Более половины победителей Всероссийских олимпиад по программированию выходит из ЛКШ. Ограниченное количество времени и очень обширная программа курсов требуют проведения занятий в форме лекций и семинаров. В занятиях ЛКШ есть и своя специфика. Поскольку программирование - очень прикладная область, значительную часть времени обучения занимают практические занятия: к каждой теме есть список задач, которые необходимо решить.
Помимо отделений, занимающихся алгоритмическим программированием, есть специальное отделение промышленного программирования. Там команда школьников под руководством разработчиков ведущих IT-компаний ("Яндекс", Google, "Вконтакте" ) совместно разрабатывает полноценный продукт, готовый к использованию. В работе они учатся применять все те же инструменты, которые применяют профессиональные программисты.

Существуют и научные школы, такие как ШМТБ (Школа молекулярной и теоретической биологии), на которых у школьников есть возможность поучаствовать в реальной научной работе биологической или биоинформатической лаборатории, изучая функционирование отдельных белков или целых геномов. У некоторых школьников по результатам исследований даже вышли научные статьи в международных журналах. Это - совершенно уникальная возможность уже в старших классах всерьез окунуться в мир науки, пусть и всего на три недели. Многие лаборатории на ШМТБ ведут российские, американские и испанские ученые с мировым именем. Ученые из MIT, Калтеха, CRG специально для этого приезжают в Россию. В некоторых группах основная часть работы проходит на английском языке.
На ШМТБ есть общие научно-популярные лекции и учебные спецкурсы, но основная часть времени проходит, конечно, в лаборатории. Школьники, выбравшие "мокрую" лабораторию, часы проводят с бактериями, белками, пробирками и приборами, необходимыми молекулярному биологу. Школьники в "сухих" лабораториях все время проводят с компьютером, выискивая информацию в базах данных, создавая свои программы анализа генетической информации, и изучая полученные в ходе экспериментов данные.

Еще часть школ концентрируется в первую очередь на практической работе. Таков, например, компьютерный лагерь "Слон". Хотя на школе есть и вполне обыкновенные спецкурсы, на которых можно познакомиться с какой-нибудь математической теорией или научиться программировать, основной деятельностью на школе является проект. Проектом называется крупная задача, которую участник лагеря выбирает в начале школы и решает на протяжении всей смены. Такой задачей может быть, например, написание искусственного интеллекта для компьютерной игры, моделирование движения водяной ракеты или программирование электронных часов. Задачи проектов не имеют единственно верного ответа, а по мере решения часто возникают все новые и новые вопросы, и каждый школьник имеет возможность разобраться с той ее частью, которая привлекает его сильнее прочих. Как правило, несколько участников проекта работают над разными подзадачами. Так, например, одной группе интереснее узнать, как на движение ракеты влияет сопротивление воздуха, а другой группе хочется узнать, как ведет себя ракета, постепенно теряющая массу из-за расхода топлива. Две группы школьников, разрабатывающие искусственный интеллект могут пойти совершенно различными путями и получить алгоритмы, имеющие каждый свои плюсы и минусы.

Домой школьники привозят собственноручно выведенные формулы, самостоятельно написанные компьютерные игры и умение придумывать и решать задачи, не имеющие единственно верного решения.

Летние школы и современные технологии

Летние школы стараются держаться на переднем крае достижений науки и техники. Это интереснее и преподавателям, и школьникам, ведь увлекательнее учиться на современных проблемах и задачах: они не кажутся столь надуманными, какими кажутся общеобразовательные предметы.

Первые физико-математические лагеря в России появились в далекие 60-е годы. С тех пор, конечно, законы физики и математики не успели измениться, но количество инструментов, чтобы их изучить, серьезно увеличилось. К классическим способам изучения законов природы - экспериментальному и теоретическому - добавился новый: проведение численных экспериментов. Сейчас на некоторых физических курсах предпочитают аналитическим методам использование численного моделирования (такой метод используется, например, на физических проектах школы "Слон", что неудивительно: школа изначально создавалась сотрудниками Института Прикладной Математики им.Келдыша). Для биоинформатиков компьютерный анализ данных и вовсе незаменимый инструмент, ведь информация, закодированная в геноме - это гигабайты текста.

Вслед за ростом потребностей современного мира в алгоритмах углубляется и изучаемая на ЛКШ теория. Computer science - сравнительно молодая область, ей немногим больше 50 лет, и даже школьный теоретический минимум до сих пор продолжает меняться под влиянием достижений на переднем крае этой науки.

Для экспериментальной работы, подчас, используются новейшие технологии и методы, которым нет иногда и десятка лет. В обычной школе о них точно не расскажут.
Биологи на ШМТБ и ЗПШ проводят реакции ПЦР и секвенируют геномы, ищут аналоги белков, применяя геномные базы данных. Программисты на ЗПШ и "Слоне" изучают новомодное функциональное программирование, программируют платы Ардуино, делают сайты на современных веб-фреймворках и пишут собственные алгоритмы для анализа и распознавания изображений. Физики на ЗПШ, ЛЭШ и "Слоне" имеют возможность сделать первые шаги в схемотехнике или поработать с 3D-принтерами. На ЗПШ однажды был даже проект, на котором школьники своими руками делали сканирующий зондовый микроскоп. Хотя, конечно, необходимо сказать, что новые технологии не вытесняют старые, а лишь расширяют спектр возможностей.

Учебные технологии также не отстают. Для приема задач ЛКШ использует автоматическую систему проверки задач (такая же система используется на олимпиадах по программированию), что позволяет протестировать алгоритм на все возможные недочеты, и в то же время не тратить на проверку каждый раз лишнее время. Эта же система проверки доступна ученикам по интернету и после школы. Благодаря этому школьники могут, вернувшись домой, продолжить сдавать задачи, которые не успели доделать за время смены.

Конечно, распространение ноутбуков и интернета сильно влияет на жизнь летних школ - для старшеклассников уже почти нет смысла рассказывать вещи, о которых достаточно прочитать статью в википедии. Зато появляется возможность копнуть глубже, ведь у современных школьников есть возможность самостоятельно заполнить пробелы. Практические и лабораторные курсы, конечно, продолжают играть в обучении прежнюю роль.
Во внеучебное время дети, как правило, ограничены в доступе к школьной электронике, но запретить личные компьютеры и телефоны было бы намного сложнее. Согласно известной поговорке, если бардак нельзя остановить, его надо возглавить, поэтому преподаватели в лагерях устраивают насыщенную вечернюю программу с множеством интеллектуальных, развлекательных и спортивных игр. Это мероприятия от "Что? Где? Когда?", словесных и настольных игр до футбола, танцев, ролевых игр и чаепитий с песнями под гитару.

Несмотря на серьезные различия в учебном процессе, главный результат у всех летних школ один: детям становится интересно учиться и получать новые знания. И хотя это не является целью, большей части школьников удается поступить в такие ВУЗы, как МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, РГГУ, ВШЭ, СпбГУ, ИТМО, и другие сильнейшие учебные заведения. Поступив в ВУЗ, часть школьников продолжает приезжать на летние школы - уже в качестве преподавателей.

Как попасть на летнюю школу

На летних школах не бывает совсем случайных людей. Чтобы попасть в летний лагерь, ее потенциальный участник должен решить вступительное задание. Это, конечно, останавливает тех, кто (напрасно) считает, что учиться летом скучно. Вступительные испытания чаще всего проходят весной, так что любознательным школьникам еще не поздно найти школу себе по душе. Некоторые школы набирают на смену преимущественно победителей олимпиад, и это хороший повод попробовать свои силы в олимпиадном движении.

Проводятся летние школы, вопреки своему названию, почти круглый год, но большинство, конечно же, на летних каникулах. Часто лагеря устраивают также и зимнюю, а иногда даже и весеннюю смены (также во время школьных каникул). Не в любой лагерь можно попасть зимой: часть школ устраивает отбор детей из числа успешно показавших себя на летней школе (например, сдавших зачеты по пройденным курсам). Впрочем, требования разнятся от школы к школе, так что лучше всего узнавать их отдельно в каждом случае.

Учебный лагерь можно выбрать на детей любого возраста: хоть на пятиклассника (например, ЛЭШ принимает школьников с пятого класса), хоть на десятиклассника. Есть даже некоторые летние школы (такие как "Современная математика" ), берущие студентов младших курсов. Большая часть школ и учебных курсов рассчитана, конечно, на старшеклассников. Но есть и такие, которые, напротив, работают лишь со средним возрастом, например ЛШИО (Летняя Школа Интенсивного Обучения) при школе Интеллектуал.
То, что в организации учебных лагерей участвует школа "Интеллектуал" не просто совпадение: мир летних школ довольно тесно переплетен с миром "матшкол" и школ для одаренных детей. Многие ученики и преподаватели участвуют сразу в нескольких летних школах. Нередко они же преподают и учатся в таких школах как "Интеллектуал", 57, 179 школа и многих других. Еще часть летних школ организуется ВУЗами, например школа ПМФ (Прикладных Математики и Физики) при МФТИ.

Летние школы есть и за границей. Так, например, с недавнего времени существует летняя школа "Алеф", проходящая в Мюнхене. Делают ее наши соотечественники, с богатым опытом проведения подобных школ в России. Приезжают на нее русскоязычые дети со всей Европы.
В США и Европе есть собственные традиции учебных лагерей, значительно отличающиеся от российских. Несмотря на огромное количество зарубежных студенческих школ, каникулярных программ для подростков там сравнительно немного, и доступны они отнюдь не всем. Образовательные форматы также могут существенно отличаться. Так, например, многие учебные лагеря в США интегрированы в систему образования. Учеба в таких лагерях слабо отличается от учебы в университете, а сданные курсы идут в диплом.

Значительная часть летних школ существует на волонтерских началах. Поэтому стоимость путевки фактически равна стоимости проживания и питания. За счет спонсорской помощи таких компаний как ABBYY, "Вконтакте", "Яндекс", а также всесторонней поддержки благотворительного фонда "Династия", некоторым летним школам удается существенно сократить цену для победителей олимпиад, а в некоторых случаях школа даже предлагает абсолютно бесплатные путёвки для участников.

Хотя большая часть упомянутых выше школ располагается в Московской области, летние школы есть во многих регионах. Из широко известных можно назвать Красноярскую Летнюю Школу или Кировскую Летнюю Многопредметную Школу. На некоторые из них ученики съезжаются со всей России, а иногда даже из-за границы.

Чтобы выбрать школу для учебы (или даже для преподавания), вы можете продолжить знакомство с существующими школами на их сайтах. Более полный, хоть и отнюдь не исчерпывающий список летних школ любых направлений можно найти в википедии и на сайте Московского Центра Непрерывного Математического Образования. Рекомендуем заглянуть также в список школ прошлого года, поскольку не все лагеря успели обновить информацию на сайте.

Это расширенная и более неформальная версия моей статьи на edutainme про летние школы (а еще на сайте есть фоточки). Репост приветствуется, ибо... ну а много народу вообще знает про летние школы?

@темы: Читателям, Други мои

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Таверна "Мифы"

главная