Да, я понимаю, что было бы гораздо правильнее поменять две записи по творческим зависимостям местами, ибо проведённый эксперимент явно портит впечатление от красивой позы, в которую я встала в конце того поста. Но что я буду лукавить? Нельзя превращать личные правила в железобетонные стены, иначе они начнут мешать жить. Так что с почти чистой совестью рассказываю о том, как я игралась последние дни.
О творческих зависимостях
заметка вторая
Эксперимент,
или Как Миф в фикрайтеры ходила
Часть нулевая: Мотивация
Часть нулевая: Мотивация
Ещё во время написания первой заметки о творческих зависимостях меня не покидали сомнения по поводу объективности как самих суждений, так и текста. Уж больно всё это напоминало попытки обиженного на весь свет графомана-неудачника встать в красивую позу «а виноград-то зелёный»: меня никто не читает, зато у любого фанфика аудитории более чем достаточно – значит, дело не во мне, а в фанфиках. Не то, чтобы я действительно разделяла эту позицию, но не всегда можно судить о причинах даже собственных поступков.
Идея подобного эксперимента напрашивалась сама собой. К тому же, меня давно мучил вопрос, а смогу ли я сделать нечто подобное. Говорить всегда легче, нежели сделать, а быть пустословом мне не нравится. Более того, хотя дух соревновательности мне, в общем-то, не свойственен, желание проверить свои силы периодически возникает. Всего один раз в жизни я участвовала в литературном конкурсе и, хотя он стоил мне немалых нервов, результатом я осталась довольна (седьмое место из сорока девяти, при практически «неформатном» рассказе). Тут же, хотя и «приз» поменьше, но и волнения почти никакого.
Итак, вдоволь порадовавшись собственному авантюрному настроению, я решила поставить эксперимент, прямо нарушающий как минимум одно из негласных правил, которым я следую в своём творчестве: написать фанфик.
Часть первая: Текст
Часть первая: Текст
Естественно, прежде чем ставить эксперимент и изучать реакцию публики, мне потребовалось написать само «произведение по мотивам». С выбором по чему писать особых проблем не возникло: из всей той «травы», что была «скурена» мной за последнее время, только «Шерлок» обладал подходящим фэндомом. Ещё молодым, но уже активным и весьма многочисленным. Я не смотрела, сколько именно людей состоит в нашем дайриковском сообществе, но количество посетителей ежедневно превышает отметку в полторы тысячи. Даже если предположить, что текст прочтёт хотя бы десятая часть этих людей… для моих целей такая выборка вполне репрезентативна.
Итак, вопрос «о ком?» был решён, возник вопрос «о чём?». Мой опыт написания фанфиков ограничивается парочкой текстов, накарябанных в возрасте лет пятнадцати, но что любит народ я неплохо представляю. К сожалению (или к счастью?) писать нечто подобное я не собиралась, ибо даже эксперимент не заставит меня нарушить внутренние правила о рейтинге и слеше. В поисках идей я набрела на проводящийся в данный момент фест по этому фандому (прим.: фест (сокр. от фестиваль) проводится следующим образом: в отдельно созданном сообществе заказчики анонимно оставляют краткие описания фанфиков, которые хотят прочитать; фикрайтеры же (или любой желающий) их так же анонимно исполняют). Меня особо привлекала анонимность, являющаяся непременным атрибутом подобных «акций». К сожалению, первый тур предполагал исключительно рейтинговое исполнение (хотя и там я приметила среди предварительных одну заявку, которая в открытую не требовала ничего «такого»; увы, премодерацию она не прошла). Зато во втором после долгого копания был найден вызов, который я могла исполнить.
Было это вечером. Ночью же, развлекаясь свойственной мне в последние дни бессонницей, я за двадцать минут (специально засекала) продумала весь текст. Так что на следующий день мне оставалось только выкроить немного времени и записать его. Благо формат выбранной заявки позволял писать кусками, спокойно отвлекаясь на свои дела.
Запись заняла у меня порядка двух-двух с половиной часов. Учитывая, что объём текста составил две тысячи слов (13,5 т.з.) скорость эту я посчитала более чем высокой. Для сравнения: когда я пишу что-то из своего, то устанавливаю минимальный дневной лимит в 2,5 т.з., нормой считаю 5 т.з., а выход за 7 – удачно сложившимся творческим днём. Сами понимаете, с такими показателями говорить о качестве «экспериментального» текста не приходится.
Тем более что я специально не стала его редактировать, только перечитала пару раз выискивая опечатки и орфографические ошибки. В итоге была переправлена пара-тройка совсем уж кривых оборотов, выставлены четыре и удалена одна запятая, а так же оформлены «отбивки» (пустые строки между кусками текста). На этом процесс вычитки, обычно занимающий у меня в два-три раза больше времени, чем само написание, был закончен.
Где-то посреди работы над текстом я увидела, что опять промахнулась с выбором заявки – она так же не прошла премодерацию. Но имея на руках половину текста и горячее желание довести дело до конца, я просто решила отнести готовый фанфик не на сообщество феста, а непосредственно на фанатское. Естественно, делать это под собственным ником мне не хотелось – потом объясняй всем любопытствующим что это всего лишь эксперимент и что я вообще подобными вещами не занимаюсь. Впрочем, Дайри – довольно дружелюбный ресурс, так что уже через несколько минут я занималась оформлением очередного виртуального альтер-эго.
Вечером того же дня началась вторая фаза эксперимента: текст был выставлен на читательский суд.
Итоговые характеристики текста:
Объём: 6 частей, 2000 слов
Категории (в скобках расшифровка терминов): джен (без отношений), гет (отношения между мужчиной и женщиной), несостоявшийся слеш (прим.: ну не могла я не щёлкнуть по носу любителей этого дела)
Жанр: драма, юмор
Рейтинг: PG-13 (за упоминания, и то с запасом)
Затраченное время (всего): ~ 3 часа
Мне хочется принести свои извинения создателям этого, несомненно, замечательного сериала за то, что я без спросу использовала их творчество. Это не дисклеймер (обязательный для фанфиков отказ от прав), а просто дань уважения профессионалам от несомненного любителя.
Часть вторая: Получение отклика (дневник эксперимента)
Часть вторая: Получение отклика (дневник эксперимента)
Итак, обещанная расшифровка данных из предыдущего поста:
Первая колонка – время, прошедшее с момента публикации
Вторая колонка – количество уникальных пользователей, прокомментировавших текст
Третья колонка – общее количество комментариев.
Минусы в скобках – я как пользователь и мои ответы на комментарии.
Результаты:
1 час: 8(-1) уникальных/8(-1) всего
Комментарий:
За час собрано семь отзывов, все позитивные, но без особого разворачивания мысли. Быстро прочитали, сказали автору «спасибо» и побежали дальше. Первый комментарий через десять минут после выкладки текста. Шустро.
3 часа: 13(-1) уникальных/14(-2) всего
Комментарий:
Наступила полночь. Учитывая, что следующий день рабочий, особого улова до утра ждать не приходится, так что за первый вечер фанфик получает двенадцать отзывов. Развёрнутых комментариев по-прежнему нет, отрицательных – тоже. Запалившаяся в первом часу «бомбочка» (см. третью часть) стреляет первый раз – цитируют текст. Первая просьба о продолжении. Комментирующие сходятся в том, что герои получились «вхарактерные».
14 часов: 19(-1) уникальных/21(-2) всего
Комментарий:
Утро. Нет времени чтобы ответить на комментарии, только бегло пробежать глазами, так что гипотетический диалог с читателем переносится на вечер. Впрочем, ещё ни одна моя попытка завязать беседу (отвечаю абсолютно всем) не увенчивается успехом.
Более развёрнутые комментарии. Люди вчитались в текст и начинают интересоваться мотивацией героев (а я, как тот самый дурак «машу кулаками после драки», хотя в обычном творчестве стараюсь себе этого не позволять; однако, роль требует, хотя я и не знаю что отвечать – наглейшим образом подгоняла поведение под ситуацию, ибо требовался выход на коронную фразу). Выстреливает вторая «бомбочка», первая идёт фейерверком. Вторая просьба «дайте проду». Продолжают отмечать лёгкий язык. Первые пойманные «блошки» (да, у меня тоже возникают проблемы с запятыми, в данном случае аж два раза).
26 часов: 21(-1) уникальных/28(-3) всего
Комментарий:
Прошли первые сутки. «Количество» комментариев переходит в местный аналог «качества» - начинается обсуждение среди читателей. Вряд ли стоит ожидать в дальнейшем солидного увеличения цифры во второй графе, про третью предсказывать не берусь. Однако же автора всё так же игнорируют.
Комментарии всё объёмней. Появился первый комментарий с критикой, хоть и не развёрнутый (честно говоря, ожидала этого «не понял» раньше, ибо данные куски писались совсем уж левой пяткой – лишь бы соответствовать выбранной форме и опять-таки выйти на «коронку»). «Бомбочки» стреляют, но по-прежнему две из трёх, однако цитируют их часто. Язык-«вхарактерность»-яркие фразы. Меня любят. Иногда даже в извращённой форме.
Опять забыла спросить о том, есть ли среди отписавшихся автор заявки. И меня удивляет, что только один человек едва-едва обратил внимание на тот кусок текста, в котором мне не удалось сдержать глумливой усмешки – есть два крошечных фрагмента, где меня заносит на поворотах и я откровенно издеваюсь над своим «произведением». Все проходят мимо, хотя элементы более чем очевидны.
72 часа: 21(-1) уникальных/31(-3) всего
Комментарий:
Трое суток, окончание эксперимента. Последний комментарий получен через 35 часов после выкладки, в отсутствии автора зародившаяся было дискуссия закончилась, так толком и не начавшись. Воскрешать её не вижу смысла. Ждать новых комментариев – тоже, текст ушёл с первой страницы.
Итого – судьба крепкого середнячка-однодневки. Будь у меня возможность тщательнее следить за дискуссией, количество комментариев заметно бы подросло, ибо двадцать отозвавшихся читателей – довольно неплохое число. Возможности не было, но и собранных за это время данных вполне достаточно для анализа.
Часть третья: Выводы
Часть третья: Выводы
1. Объективное качество текстов
Объективно – качество итогового текста если и влияет на количество получаемых отзывов, то явно незначительно. Литературные изыски никого не волнуют, чтобы написать успешный фанфик достаточно голой идеи. Я уже рассказала как у меня проходил процесс создания этого текста… я не совру, сказав что могу в таком режиме гнать халтуру километрами. Набитая рука, не более. Причём набитая в режиме любителя, писать я никогда не училась, да и в школе с русским языком проблем было не мало.
Всё, что нужно, это хотя бы выглядящее адекватным их характеру в каноне поведение героев, немного юмора и несколько «бомбочек» (ярких фраз, за которые может зацепиться читатель). У меня таких «бомбочек» было три, причём одна так и не взорвалась, одна сыграла умеренно, третья рванула на полную мощность. Что же касается «реалистичности» персонажей, то это опять-таки исключительно ремесло: для своего творчество я частенько занимаюсь анализом чужих героев, выискивая у них яркие черты и пытаясь использовать эти наработки на своих героях. Под этим «соусом» у меня «съели» текст, в котором нет ни рейтинга, ни слеша (зато есть стёб по нему; правда, пришлось ради этого немного пожертвовать «правильностью» персонажа, за что мои его авторам извинения), ни даже столь любимых обществом шоколадных слюней. Ещё и добавки попросили.
Так что собственное предположение о том, что отдача с фанфиков значительно превосходит их объективное качество, я подтвердила целиком и полностью. Поверьте, если тщательно вычистить этот текст, но убрать из него знакомые имена, то вряд ли бы я получила больше пары отзывов.
2. Фикридер vs Фикрайтер
Однако же, не хочу сказать ничего дурного о потребителях творчества «по мотивам». Более того, в период увлечения читаю и сама, причём немало. Да, можно найти себе оправдание, и даже весьма правдоподобное: я вообще читаю всё, что попадётся мне на глаза, вплоть до этикеток. Но дело не в этом.
Фанфики для читателя мало отличаются от прочей «жвачки для мозгов», коей в современной литературе процентов пятьдесят, если не больше. У них вполне конкретное, понятное назначение: развлекать, доставлять удовольствие. На фоне этого делать какие-то уничижительные выводы о читателях фанфикшена как минимум неэтично, как максимум – в корне ошибочно. Вполне может быть, что они в иное время Ландавшица с Кантом читают (я же читала), а это совсем другой образ.
Я не то, чтобы не одобряю… меня настораживает написание фанфиков как автора, потому что в этом я вижу прямой путь к деградации или просто застою. Предельно заниженная планка требований (даже на самый раскошмарный неграмотный фанфик найдётся свой любитель) убирает стимулы для самосовершенствования. Одновременно с этим появляется некий круг читателей, довольно настойчиво просящий новых «произведений», качество которых его не волнует.
Опять-таки «не волнует» - вовсе не означает, что я хочу кого-нибудь обвинить в безвкусии. Просто сам жанр фанфикшена требует «расхлябанности», простоты текста. Я обратила внимание, что одним из самых частых комментариев к моему фанфику было «легко читается/лёгкий язык». Эта «лёгкость» объясняется тем, что черновики я пишу на том же… назовём это диалектом, на котором и разговариваю. Поскольку я стараюсь следить за своей речью и не перегружаю её словами-паразитами и ругательствами, которые особенно бросаются в глаза в письменном виде, черновики получаются в меру литературными. Это ещё не художественный текст, но и не совсем то, что можно услышать от среднестатистического пользователя интернета моих лет. Именно таким языком, не перегруженным искусственными приёмами настоящей литературы, и пишется более или менее успешный фанфик (да и вообще любой развлекательный текст).
Однако же автору такое «просторечье» во вред, поскольку на нём невозможно отработать ремесленную составляющую творчества, попросту говоря – набить руку. В итоге, через несколько лет написания фанфиков развивается явный дисбаланс: при хорошо работающей фантазии фикрайтер плохо владеет техническим арсеналом – языком. Да, кое-какой прогресс ещё возможен в первое время, но выход на константу скор, а сама константа – низка. Тот самый гладкий, «функциональный» язык с малым количеством образов (в основном заимствованных, а и то вовсе штампов), который в письменном виде пригоден разве что для ведения дневника.
3. Влияние эксперимента на экспериментатора
Тут всё ещё интересней. Я, хоть и недоучка, но всё-таки физик-практик, так что в курсе того, что экспериментатор влияет на ход эксперимента. Тут мы имеем следующую ступень – влияние объекта на субъект.
Хотя, на самом деле, по трезвому размышлению мне не столько интересно, сколько жутковато. Ибо предположение о родстве фанфикшена и наркотической зависимости получило слишком наглядное подтверждение. Не буду лукавить: собирая комментарии (я специально не бегала читать каждый, а смотрела их только в указанное во второй части время) я чувствовала самую настоящую самодовольную радость. И это при том, что мне было прекрасно известно какую халтуру я выложила. Но невозможно удержаться от улыбки когда тебя так активно хвалят и превозносят твои таланты.
Однако же, через некоторое время наступает «просветление» и приходит понимание того, что очень легко променять на эту похвалу возможность самосовершенствования. Как я уже упоминала, гнать подобный материал у меня получается со скоростью набора на клавиатуре, то есть я вполне могу выдавать по такому фанфику… ну, скажем, раз в три дня (чтобы не слишком напрягаться и успевать собрать урожай комментариев). Раз в три дня по паре дюжин поглаживаний по голове… да ещё и энное количество поклонников таланта, если работать постоянно.
Я чётко осознаю, что вполне могу не добиться такого занимаясь своим собственным творчеством.
И отмечу ещё одну вещь. Большую часть этого анализа я написала через сутки после публикации текста, но ещё до того, как сняла четвёртую партию данных (26 часов с момента старта). К моменту проверки были готовы нулевая и первая части, а так же пункты один и три (всё, что до этого абзаца) третьей части. И вот после того, как было окончательно сформулировано и записано моё отношение к результатам, я перестала получать эмоциональную отдачу от комментариев. Да, они меня интересовали в качестве объекта для анализа, но прежней радости не было. Не знаю, связанно ли это с переключением внимания или с прошедшим днём… Если второе, то есть, если КПД текста со временем так сильно падает, то зависимость получается ещё более опасной. Признаюсь честно, ставить второй эксперимент и проверять этот факт на себе я не хочу.
4. Субъективный итог
В общем, продаться «легко» у меня получилось. Осталось научиться продаваться «задорого».
Дополнение: Использованный материал (ссылки)
Дополнение: Использованный материал (ссылки)
Да, чуть не забыла самое главное – ссылку на сам текст и комментарии к нему. Если кому-то интересен непосредственный материал эксперимента, то вам Сюда. Заодно можете понаблюдать как Миф играла в юного восторженного фикрайтера – кажется, у меня неплохо получилось, хотя актёрство никогда не было моим талантом. И, да – мнение маски может не совпадать с моим собственным.
А Здесь – первая часть заметки о творческих зависимостях.