Под утро снился книжный развальчик формата барахолки: стопки книг в половину человеческого роста высотой, бери себе любую. Успела набрать с полдюжины, прежде чем проснулась.
Сон как сон; кусками показался знакомым. И в такие моменты всегда задумываюсь: а когда человеку кажется, что он подобный сон уже видел (особенно когда человек спин и осознаёт, что спит) – насколько можно доверять этому ощущению? Сны же вполне могут создавать ложную память: тебе снится, что ты помнишь, что уже видел этот сон, или ты помнишь это на самом деле?
Вообще, как показывают короткие забеги в мир научно-популярной биологии, собственное восприятие – не лучший критерий чего бы то ни было. Субъективность работает как случайная погрешность, а случайные погрешности обычно устраняются набором статистики, что в рамках одной головы как-то затруднительно.
И вот что любопытно. С точки зрения современной физики в мир на самом базовом уровне зашита некоторая размытость: принцип неопределённости. У человека в качестве такого мутного стекла, затрудняющего наблюдения, выступает он сам. И то ли мы так устроены, потому что мир такой – то ли мир так описан, потому что мы так устроены.
Чжуан-цзы и бабочка, история почти что стара как мир.