Нижеизложенный текст содержит спойлеры, так что не рекоммендуется к ознакомлению теми, кто книгу ещё не читал.
Странная книга. Слишком… неуютная, что ли? Не такая, как ожидали – хотя говорить о Фрае и ожиданиях немного нелепо. И всё же… Что ж, постараюсь по порядку.
Итак, история сэра Кофы Йоха. Признаюсь откровенно: мастер Кушающий-Слушающий никогда не был тем героем, за приключениями которого я следила с особым пристрастием. Нет, конечно же, у него было своё очарование, и моменты с его участием, как правило, были интересны и приятны к прочтению. Но, для меня, не более интересны или приятны, чем события связанные с Мелифаро или Меламори – то есть другими сыщиками, за исключением моих любимцев. Наверное, всё дело в том, что Кофа – слишком человек. В том буйстве мифов, загадок и чудес, что царит на страницах «Лабиринтов», этот факт скорее обозначает принадлежность к чему-то более приземлённому и… скучному, что ли? Это видно и из пятых Хроник – столкнувшись с каким либо чудом, сэр Йох не впадает в охотничий азарт, подобно Кеттарийцу и не ныряет в него с головой, как Макс, а сердится. На себя ли, за то, что не может понять, на само происходящее – тут уже не важно. Признаться, не совсем та реакция, что интересна мне.
И поэтому история, которая в ином исполнении могла бы показаться ещё одним прикосновением к чудесам Мира Стержня, выглядит как-то бесцветно. И вроде бы всё в ней есть, но не хватает яркости именно героя. Не хватает ехидности Джуффина, распахнутых от удивления глаз Макса, холодноватой отстраненности Шурфа – в общем, не хватает характера. И, наверное, всё дело в том, что после заклятия своего отца Кофа стал слишком положительным. Вежливый, добродушный, приятный – немного не то, что подходит для такой компании сумасшедших колдунов.
И всё же… Всё вышесказанное вовсе не свидетельствует о том, что книга – плоха. Нет, я вряд ли назову её лучшей из Хроник, но и в худшие явно не запишу. Всё дело в том, что Фрай продолжает заниматься тем, что начал ещё в первом томе зелёной серии – он экспериментирует. Смотрит на истории глазами не одного Макса, а каждого персонажа. И потому «Горе» имеет ровно все те качества, что и его рассказчик. А уж хороши они или плохи – сугубое дело каждого. Мне не нравится кофина принадлежность к «простым людям», а кому-то именно это и по душе. Тем и хороши Хроники – каждый найдёт том по себе и по персонажу.
Теперь же отдельные замечания.
Признаться, под конец меня не покидало ощущение, что сэр Фрай немного устал от того, что пишет. Не знаю уж почему, но что-то такое было в тексте. Чуть меньше лёгкости, чем до этого что ли? Не уверена.
Не знаю, как другим, но Хумха в финале выглядел этаким «роялем в кустах». Не замечала раньше таких приёмов у Фрая. Можно, конечно, сослаться на этот странный дар Кофы, но… «А я вот случайно знаю, что мой дед совершил ровно такой же ритуал» - по мне, отдаёт натянутостью.
Мелкий ляп: фраза «копейка к копейке» из уст Джуффина резанула глаза. Какие копейки-то? Нет в Мире копеек, если уж на то пошло, то должно быть «горсть к горсти».
Почему-то подумалось именно после этой книги, хотя видимых причин к этому нет: мне не нравится пара Макс и Меламори. Уж слишком слабой она становится рядом с ним. Как маленькая девочка. Такая сильная личность не должна становится фоном для кого бы то ни было, даже для воплощённого чуда Макса. Спрашивается, зачем она так сильно поменяла себя, столько достигла (взять, хотя бы путешествие на Арварох)? Что бы спрятаться под крылышко к Максу и оттуда смотреть на мир? Нет, что-то здесь не то. Не так.
Приятный момент. Или литературный приём, кому как - оказывается, наш главный герой умеет врать (в данный момент я говорю о прологе). Редко кто из авторов этим пользуется. Кстати, исходя из этого, к фразе Франка о том, что он не Макс, явившийся из будущего, можно относиться с некоторой долей скепсиса. А почему бы и нет, собственно говоря?
Маленькая фанатская радость: сэр Фрай тоже очень любит Шурфа. Вся эта история о том, как бывший Безумный Рыбник возглавил Орден Семилистника и последовавшая за этим народная любовь… господин автор явно не прочь пошутить над своими читателями. Потому что, если не мне не врёт мой опыт копания в сайтах и дневниках, посвященных Фраю, именно у Лонли-Локли больше всего фанаток в самом привычном смысле этого слова. Вот так вот…
Приобретённые Кофой в конце способности к Истинной магии заставили серьёзно призадуматься. В итоге вынесен вердикт: мне это не по душе. Как-то… фальшиво, что ли, хотя и в духе. Дело в том, что если Франк – возможность для всего, то Макс – возможность для близких. И он их меняет по своему усмотрению. Но всё же массовое производство посвящёных в Истинную магию мне не по нраву.
Занятная особенность: почти в каждом томе Хроник есть персонаж, исполняющий функции Макса из Лабиринта – восторженно распахивающий глаза и рот при встрече с чудесами. Здесь за него уже во второй раз Абилат. К чему бы это?
Вроде всё. Если вспомню ещё что-нибудь, то обязательно добавлю.
И, разумеется, весь этот пост не более чем приглашение к дискуссии.