ез малого три дюжины лет тому назад Окуджава написал такие строчки:
Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить...Господа, вы ещё не задохнулись?
Вопрос сетевого общения - это даже не вопрос, это феномен. Феномен, скорее всего, языковой. Впервые появляется столь многочисленная группа людей, использующая для передачи информации не речь, а текст. Это не письма, бывшие в обиходе до массового распространения телефонов и сохранившиеся до сих пор, это нечто общественное, публичное. Вселенская доска объявлений.
Увы, в последнее время интернет всё больше напоминает обклеенный бумажками забор. А на заборе сами знаете, что пишут.
Меня же нынче больше интересует, не "что", а "как".
Я буду судить исключительно со своей, не очень высокой колокольни. И зрелище, открывающееся с неё, поистине ужасает. Люди, вы что? Вот как, как это можно - так писать? Да-да, я знаю, что это вопрос из разряда "кто о чём, а пьяный - о бутылке". То, что моя "бутылка" - текст, я никогда и не скрывала. Поэтому водружу её сейчас на флагшток и начну свой крестовый поход.
Читать продолжение. Много, зло и вопрошающе
Последний год на блогах я откровенно побаиваюсь вылезать за границы круга Избранного и ПЧ, поскольку всё чащу натыкаюсь на этой дикой территории на явление неприятное и любопытное. Почему-то в последнее время стало модно коверкать родную речь. Порой начинает казаться, что где-то объявили чудо-соревнование: кто изобретёт самую неудобочитаемую "альтернативную орфографию".
Вот ставим эксперимент: беру десять случайных дневников и смотрю, кто как пишет.
Итого: в трёх дневниках (сужу по первой странице) с языком всё более или менее нормально; в шести - "альтернативная орфография" цветёт вовсю, нет ни запятых, ни заглавных букв, количество точек в многоточии колеблется от двух до двадцати, грамматика тихонько плачет в уголке; ещё в одном дневнике текста нет вообще, одни картинки и тесты.
Уверена, если провести этот эксперимент ещё несколько раз, соотношение изменится разве что в сторону ухудшения. Впрочем, даже такой результат показателен: у шестидесяти процентов блогеров нет чувства меры, уважения к читателям, либо денег на новую клавиатуру. В последнее верю мало.
Честное слово, я не сноб. И с русским языком у меня всю жизнь отношения были напряжёнными, в школе не вылезала из двоек и троек по этому предмету. Я даже несколько предложений не могу набрать, не сделав пару опечаток, а то и полновесных ошибок.
Опечаток и ошибок - но не нарочного коверканья.
Когда человек что-то делает, у этого действия должен быть смысл. Если он пишет слово "корова" через четыре "а", значит, зачем-то ему это нужно. Хочет посмешить собеседника, придать своим словам ироничный оттенок, скопировать разговорную речь... да мало ли что? Но, как любой литературный приём, этот работает лишь разово, использовать такие искажения нужно очень осторожно. Когда у блогера по дневнику бродят целые стада "каарав", я резонно задаюсь вопросом "какого чёрта?".
Вариант "блогер ещё не знает, что на самом деле она "корова"", конечно, соблазнителен хотя бы тем, что предполагает возможность изменения ситуации к лучшему, но нежизнеспособен. Всё-таки не так уж и много на дневниках школьников младших классов, а остальные вполне в состоянии написать дюжину-другую предложений без трёх авосек ошибок. Значит, "каарава" появилась неспроста и какая-то цель у неё есть.
Люди, какая?!
Есть подозрение, что это банальное неумение проявить индивидуальность. Люди уже не знают, как бы поинтересней разукрасить свой блог (про дикое оформление молчу, это отдельный разговор, длинный и не совсем цензурный), вот и изощряются с содержанием. Это же целое "искусство" - "искусство" постов в одно-два слова, километров точек и отсутствия интонаций (как иначе воспринять, что во многих предложениях нет ни запятых, ни более сложных знаков пунктуации?). Конечно, каждый волен самовыражаться как ему угодно, вот только вместо оригинальности получается какой-то конвейер, к которому иначе, как с презрением я относиться не могу. Вы что там, длиной многоточий меряетесь? Так, извините, детский сад какой-то получается.
Возможно, я ничего не понимаю, не разбираюсь в современном искусстве (я и в классическом-то не разбираюсь) и вообще "дура набитая". Возможно. Ваше право коверкать родной язык, моё право - по этому поводу возмущаться.
Самое противное, что постепенно эта зараза выползает из блогерских резерваций и распространяется дальше и дальше. Человеку, привыкшему себе на потеху писать про этих несчастных "каарав" со временем станет очень сложно вспомнить, как же это слово выглядит на самом деле. Честное слово, проверяла на себе - последствия ужасали. Путь наименьшего сопротивления тем плох, что отвыкаешь прикладывать усилия: "А, ладно, так напишу, никто и не заметит". Заметит. И помянет вас недобрым словом.
Порой кажется, что такие люди так и не привыкли к тому, что правила придуманы не для того, чтобы ущемлять их, бедных и несчастных, свободу слова. Господа, правила придуманы, чтобы мы с вами друг друга понимали. Пожалейте глупую Нелюдь, не заставляйте её напрягать скудные мозги, дабы разобраться, что за нетленный шедевр зашифрован в этой абракадабре.
Хотя, я уже не расшифровываю. Если владелец дневника не уважает меня, своего читателя, так какого чёрта его должна уважать я? Мне проще пройти мимо, да и не мне одной. Помнится, у мудрых писателей Олди в их семинарах было очень точное сравнение. Дословную цитату не приведу, но заключалось оно в том, что испещрённый ошибками текст, он как грязная, дурно пахнущая и скверно одетая девушка. Она, быть может, и красавица неземная - но кто это заметит?
А ещё (это не совсем в тему "выступления", но коли уж вспомнила), я не понимаю смысла смайликовых заборов. Всякий раз, когда я вижу это нагромождение скобочек, я разрываюсь между двумя чувствами: брезгливостью и сочувствием. Первое понятно, а второе вызвано тем, что у человека наверняка плохо работает клавиатура. Или у него осталось совсем мало сил, только и хватает, что донести палец до кнопки и там его уронить. Бедный.
Возможно, я перегибаю палку, и как всегда слишком серьёзно отношусь к тому, к чему серьёзно относиться нельзя. Но в последнее время для меня текст - очень больная тема, я в этом плане как голый комок нервов. После очередного купания в интернет-помойке эти самые нервы начали искрить.
На этом Шахерезада прекращает дозволенные речи и традиционно приветствует тех, кто сумел добраться до самого конца.
P.S. Извиняюсь, если в этом тексте обнаружатся ошибки. Я не идеальна и крайне невнимательна, от чего страдаю сама. В своё оправдание могу сказать, что слова не коверкались нарочно, только случайно.
И, да, за время написания этого текста автор раз шесть слазила в словари, уточняя те или иные слова. Говорю же, в школе плохо училась.
P.P.S. Чтобы всё не было так грустно и печально:
В пустой котомк поклав ржаное хлебо,
Я ухожу туда, где птичья звон,
И вижу над собою синий небо,
Лохматый облак и шиpокий кpон.
Я дома здесь, я здесь пpишел не в гости,
Снимаю кепк, одетый набекpень,
Весёлый птичк, помахивая хвостик,
Hасвистывает мой стихотвоpень.
Зелёный тpавк ложится под ногами,
И сам к бумаге тянется pука,
И я шепчу дpожащие губами:
"Велик могучим pусский языка!"
***
Пpоснувший гомон птичьих голосов.
Пpоклинывая всё на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуpшат звеpушки, выбегнув навстpечу,
Пpиветливыми лапками маша:
Я сpеди тут пpобуду целый вечеp,
Бессмеpтные твоpения пиша.
Hо, выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная зелёновая тваpь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Оpфогpафический словаpь.
Оба стихотворения за авторством Александра Иванова.