ечера осенних выходных просто созданы для того, чтобы писать длинные записи-размышления. Я вообще их люблю - именно они превращают сетевой блог в настоящий дневник. Не то, что бы я когда-нибудь вела бумажный, но в моё представление об уюте вписываются именно вот такие вот "простынки".
Поговорим? О творческих зависимостях,
или
Почему я никогда не пишу фанфики Для начала сделаю небольшое отступление, в необходимости которого до недавнего времени я не видела никакого смысла, однако же состоявшаяся несколько дней тому назад беседа убедила меня в обратном.
Всё, о чём я говорю - не важно: сейчас, до этого или в будущем; в реальной жизни или в сети; вслух или письменно - является моим частным мнением и даже не пытается претендовать на звание истины в последней инстанции. Я не считаю необходимым повторять эти слова после каждого спорного заявления, сделанного мной. И ровно так же отношусь к высказываниям собеседников. Человек по определению субъективен во всех своих воззрениях, и давайте договоримся об этом.
Предупреждение второе: эта запись - во многом есть попытка упорядочить собственные разрозненные мысли, так что заранее извиняюсь за возможную рваность изложения.
Читать дальше
Искусство, делаясь массовым, теряет в качестве по одной простой причине: оно должно нравиться слишком большому количеству людей со слишком несхожим интеллектуальным багажом. Выхолащивание до уровня общего базиса загоняет творца в рамки, развернуться в которых дано не каждому, оставляет слишком мало пространства для одной из важнейших составляющих любой разумной деятельности: игры. Вместо того чтобы летать, рассчитывающий на успех художник вынужден парить низко-низко над землёй. Вместо Венер рисовать рекламу.
Выход литературы в сетевое пространство опустил и без того не слишком высокую планку, и не только качества. Раньше, чтобы издаться, нужно было поработать; работа эта хоть и не непосильная, однако же большинство любителей не спешило ей заниматься. Однако и награда по большей части имела материальный характер. "Отдача" от произведения заключалась не только в потоке отзывов, но и денежном эквиваленте.
Интернет убрал этот аспект как таковой.
Сейчас для большинства начинающих (да и не только) писателей единственной реакцией со стороны читателя являются его, читателя, похвала или ругань. Однако же и работы у творца поубавилось: любой, обладающий клавиатурой и Word'ом (на худой конец Блокнотом или просто браузером) может в прямом смысле слова записаться в писатели. Это не сложно: знай, тыкай себе по клавишам да ваяй шедевр. Нет никаких требований по форме, объёму, пресловутому "формату" - достаточно и пары сотен слов.
Каждый из нас может написать пару сотен слов на вольную тему, ведь так? Худо-бедно, а сочинения в школе писали все, пускай и не на самые высокие оценки.
Знаете, к чему это приводит? К пропаже стимулов для самосовершенствования. Давайте сейчас не будем говорить красивые возвышенные слова о том, что творчество - штука вся такая из себя интеллектуальная, что не пристало стимулировать её банальными материальными благами. Чушь всё это. Значение имеет только одна вещь: конечный результат. А продукт это вдохновения, кропотливой работы, сделанной с любовью, или результат того, что кому-то заплатили деньги за просиживание штанов перед монитором - дело, в общем-то, далеко не первое.
Итак, деньги мы вычёркиваем. Остаётся признание. Я специально не говорю о славе, потому что масштабы её сокращаются до "широко известен в узких кругах", да и мерить нечто подобное у сетевых авторов трудно. Впечатления хотя бы можно найти и посчитать.
Признание. Сейчас я буду подразумевать только положительные отзывы, поскольку именно они роднят сетературу с наркотиками. И именно отсюда можно начать разговор о зависимостях.
Любовь к похвале столь же естественна для человека, сколь и субъективизм его мнений. Более того, мне это видится одной из потребностей, без удовлетворения которой человек хиреет. Всех нас периодически надо гладить по головке. Кому-то этой ласки хватает в реальной жизни, кому-то не хватает (или хватает не всегда) и тогда есть два пути: либо пытаться давить на жалость и, как это называется, "вампирить", либо "покупать" чужое внимание. Вариант "отрастить такую шкуру, чтобы больше не хотелось" я не рассматриваю, ибо он видится мне не совсем здоровым.
Если ты человек сочиняющий, то в данной ситуации сам собой напрашивается выставленный на "продажу" товар - собственное творчество. Обмен выглядит равноправным: я вам эмоции от своей придумки, вы мне - "спасибо" и необходимую порцию поглаживаний по голове. Если этот обмен состоялся удачно хотя бы несколько раз, тот вот тут и начинает возникать зависимость. Всё очень просто, чуть ли не на уровне того эксперимента про обезьяну, кнопку и банан: творчество-отзывы-позитив. И всё хорошо до тех пор, пока плата соответствует товару или даже заметно меньше его "объективной" стоимости.
Проблемы начинаются тогда, когда этот баланс рушится в обратную сторону. Когда за безделушку автор получает больше, чем мог бы получить за серьёзную вещь.
Вот тут вот всплывает упоминаемый в подзаголовке фанфикшн, ибо более наглядного примера я привести не могу. И если творчество - просто наркотик, то творчество "по мотивам" - какая-нибудь адская химия, довольно быстро разрушающая мозги.
Я исхожу из собственных наблюдений и собственного вкуса, и они говорят мне, что как минимум 80% фанфикшена по качеству не соответствует получаемой отдаче. Если фэндом активен, молод и герметичен (не предполагается постоянный приток солидного количества "неофитов"), то любой автор получает в нём такую дозу положительных реакций, какую вполне может никогда не получить, занимайся он написанием самостоятельных вещей. Да, это кружит голову, как и любая слава. Да, негатива почти не будет (а если и будет, тот тут же найдётся немалое количество заступников). Да, в круге единомышленников проще найти почитателей своего таланта.
Вот только таланта-то нет. И любят не конкретное произведение, а только знакомых героев в нём. Будь оно хоть сто раз заштампованное, плохо написанное, нелогичное - зато про тех, кого любят. Автор фанфика из творца превращается в падальщика, урывающего куски с чужого стола.
Не спорю, наестся можно до отвала, да и среди кусков порой попадается что-нибудь действительно свежее и вкусное. Но цена за эту сытость... цена - вечное сидение под столом в ожидании новой подачки. Правда, иногда можно вылезти и самому сесть за этот стол, чтобы бросить кость другому "собрату-по-перу-в-фэндоме", только этот круговорот всё равно не может увести далеко.
Опять-таки, теряются стимулы. Ты уже всё получил: у тебя есть круг читателей, с радостью воспринимающий любое новое "произведение", есть гарантированный источник положительных эмоций, нет необходимость так уж много трудиться для получения нужного результата. Поздравляю, дорогой художник, ты - на игле.
Вот поэтому я никогда не буду писать фанфики. Не сочтите за бахвальство, но я не сомневаюсь, что в состоянии написать текст, который по качеству будет превосходить добрые три четверти русского фанфикшена: у меня есть мало-мальски набитая рука, умение пользоваться проверкой орфографии в Ворде, знание большинства правил расстановки запятых и достаточный перфекционизм, чтобы сделать текст соответствующим первоисточнику если не по духу и стилю, то по букве уж точно. А, кроме того, - опыт наблюдения за фэндомами (я знаю что нравится большинству читателей) и достаточно тренированная фантазия чтобы не писать совсем уж банальности. К сожалению, этот набор говорит не столько о моих талантах, сколько о качестве фанфикшена в целом.
Так вот, писать нечто подобное я не буду не потому, что считаю это ниже своего достоинства (хотя и не раз повторяла, что не признаю за фиками звание литературы). Просто хорошо представляю свои слабости и понимаю, что в состоянии подсесть на эту "золотую клетку". То, чего мне так не хватает в персональном творчестве - отзывы - гарантировано. Хорошее настроение у читателей (то, на что я "подсела" ещё до того, как вообще начала сочинять) - тоже. Всего-то делов - нарушить некоторые персональные правила. И даже не обязательно сразу гнать рейтинг или записываться в слешеры (это, правда, для всех нынешних фэндомов о-очень желательно). Первое впечатление можно произвести и так.
Только я более чем уверена, что вылезти из этого болота почти нереально. Я не даром начала свои рассуждения с упоминаний о материальной "отдаче": ровно та же ситуация и с коммерческой литературой. Невозможно "написать пару книжечек под заказ, сделать себе на этом имя и потом заняться своим творчеством", право первородства продаётся без опции возврата.
И ещё. Я из тех людей, которые не могут не писать. Не из каких-то возвышенных побуждений: главным мотиватором моего творчества всегда было одно из сильнейших человеческих чувств - страх. Из-за него же я никогда не начну торговать собачьим мясом, по меткому выражению Стругацких.
По крайней мере, сознательно.
@настроение:
вечернее.
@темы:
Страшные сказки,
Пошути со мною, небо!,
Перо, тетрадь, пегас...
Не далее, как вчера разговаривала об этом же с подругой-филологом. А сегодня была на фесте "Метро-2033". Так вышло, что один из авторов серии — мой друг. Всё так.
*открывает бутылку хорошего вина, наливает в два бокала, протягивает один собеседнице* Достаточно грустное зрелище. Но так обстоит дело.
На самом деле, я не считаю это зрелище таким уж грустным. Людям нравится то, как они живут, а если мне это видится болотом... ну так то моё мнение. Взять любого успешного автора из любого мало-мальски состоявшегося фэндома - ему все мои рассуждения будут до лампочки, его народ любит.
С другой стороны, ты права. Никто не заставляет нас тоже копошиться в том болоте, а те, кому это нравится, всё равно будут. Кроме того, будь хорошей литературы больше, я бы загрустила с другой позиции — я и это-то прочитывать не успеваю.
Кстати, о хорошей литературе — вчера наконец сподобилась прочитать того "Последнего героя" Пратчетта, которого ты дарила. Именно прочитать, а не пускать слюни над шикарными картинками. Книга пришлась настолько кстати, что и не рассказать. Спасибо.
И всё равно продолжат писать хорошие книги, сколько бы творчества "по мотивам" не выливалось в сеть. Разные слои, разные уровни. Да, с ними качественного продукта будет меньше, нежели без них. Но на нас с тобой всё равно хватит. За талантливых ребят, конечно, немного обидно - но им же нравится.
Когда писала исходный пост, никак не могла отделаться от ассоциаций с "Трассой 60", тем самым городом наркоманов...
Всегда пожалуйста.
Да, есть такая ассоциация. Я бы сказала, ею вполне проникнут твой пост. А я вот пока думаю на счёт своей позиции. Вроде, и согласна с тобой, а подвох какой-то в сознании маячит.
*благодарно кивает* Леонард Щеботанский там уж больно хорош. Метит в любимые персонажи, наряду со Смертью и Моркоу.
А пока поставила по второй части исходного поста эксперимент. Если выгорит - похвастаюсь результатами.
Честно говоря, не читала, так что поверю тебе на слово.
Любопытно. Да, держи в курсе.
Собственно, Леонардо да Винчи, приправленный любимыми пратчеттовскими преувеличениями. В общем, время будет, рекомендую. А то, могу дать тебе почитать твой же подарок — там *вдыхает восторженно* картинки!
Да я уже почти закончила. Теперь обдумать и сформулировать осталось.
Видела я эти картинки и тоже над ними повздыхала. Но сейчас мало читаю - жуть.
Я уже два часа в фоновом режиме гадаю, что это может быть? Объём посещения? Статистика добавления текста? Больше похоже на просмотры/ посещения страницы. Но какой?
Я вот тоже. Дошло до того, что сделала расписание чтения — учитывая 15 минут в маршрутке и перед сном. Сэр Артур (Ватсон в оригинале — ужасная тряпка, но, учитывая дух времени, как я его могу воспринимать, порядок; Холмс хорош вне всего, канонный, я имею ввиду), и несколько книжек, которые мне посоветовали. Плюс, "Метрошная" книжка друга-писателя, выдана мне с автографом и категорической просьбой прочесть и отрецензить.
Всё расскажу, не шебуршись ты так. Подробно, обстоятельно и с раскладкой по полочкам - как мы с тобой любим. Я уже даже начала описывать этот эксперимент (ага, и с лёту набила три страницы текста). Хочу просто дождаться логического финала.
Ну, я до такого ещё не докатилась, доза перед сном и во время еды - это святое. Тем паче, что у меня новый виток вкуривания развесистой британской травы - теперь и в письменном виде.
Аххы, понимаешь, мне же хочется всё знать сразу. Впрочем, да, терпение — скорее добродетель. А три страницы — это прекрасно.
Ну, примерно те же дозы, в общем. А что за трава?