Я не волшебник, я - сказочник.
Под четырёхчасовое трещание принтера и отмывание чернил с весьма разнообразных частей тела подумалось Миф следующее:
Должен ли автор нести ответственность за то, что он пишет?
Хороший вопрос. И сутью своей хороший, и тем, что единственного правильного ответа не имеется в принципе. Более того, наличие нескольких, кардинально различных точек зрения обеспечивает столь необходимое в этом деле равновесие.
Моя позиция такова: за то, что пишет - нет. А вот за то, как - определённо да.
Вопрос темы и идеи ("О чём?" и "Зачем?", вспоминая школьный курс литературоведения) - вопрос субъективный. Тут можно долго рассуждать о том, имеет ли смысл и право как-то ограничивать свободу творчества (хотя бы и законодательно), или оставить автору право на самоцензуру. Оставим пока. Более меня интересует вопрос качества. Потому что одна из печальнейших писательских болячек современности (её ли одной? Не буду врать - не знаю) - тотальная безответственность творца.
Бродя по сети и блогам, периодически натыкаюсь на сборники советов начинающим писателям. Иногда их авторы - люди, состоявшиеся в "большой литературе", иногда - "фандомные монстры". Бывают плохие советы у первых и хорошие - у вторых, так что с равным интересом изучаю и те, и те. Но когда список рекомендаций начинается с чего-то в духе "Найдите себе хорошую бету/редактора", я понимаю, что такой подход меня не устраивает.
Автор должен отвечать перед читателем за качество своего текста. И отвечать единолично, поскольку именно в этом суть авторства. Не умаляя заслуг редакторов, тем не менее, считаю, что из-под пера текст должен выходить полностью готовым; по крайней мере настолько готовым, насколько автор может из себя выжать на данном этапе своего развития. Это подразумевает и огромную редакторскую работу самого создателя, и даже корректорство. Перекладывание поиска и исправления ошибок на чужие плечи - признак творческой несостоятельность.
Триаду "Автор-Читатель-Редактор" стоит отрастить в каждой пишущей голове.
Это ответственность перед читателем за продукт, который ты ему предоставляешь. Порой, нарвавшись на какой-нибудь откровенно замусоренный или дурно написанный текст, хочется взять незадачливого писаку за пуговицу и не слишком дружелюбно поинтересоваться у него, какого чёрта он портит мне читателя. Это же известная штука: развитие возможно только там, где есть вызов; нельзя эволюционировать, сугубо сидя на пятой точке. В переводе на печатные символы - читая бульварные романчики либо сетевой фикшен (ладно, 90% представителей этих направлений) читатель не только "отдыхает" от умных и сложных книг, но и засоряет себе мозги, притупляет вкус. Пропущенные ошибки, стилистические ляпы - просто изобилие шаблонов и штампов, - убивает "вкусовые рецепторы", понижает разрешающую способность.
Да, этот процесс обратимый. Но не у всех и не всегда. Так уж человек устроен, он предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления, и, начитавшись низкокачественного ширпотреба, вряд ли полезет в дебри. Переть туда, где сложно, свойственно не каждому из нас.
Наверное, понимание - и учёт - этого факта я и подразумеваю под "авторской ответственностью". Если ты пишешь на максимуме своих возможностей, то, по большому счёту, никто не вправе осуждать то, о чём ты пишешь.
Несколько дней назад я упорно объясняла это себе. Объяснила, поэтому даже заваленную крайнюю работу всё равно буду серьёзно редактировать. Собственно, уже это делаю. Да, вместо трёх потерянных недель будет шесть... но тут дело принципов. Либо ты всё время играешь по правилам, либо какого чёрта вообще их устанавливать?
Ну и чтобы не сводить всё к вещам серьёзным - традиционный пятиминутный перекур. Пока всё тот же Stargate, только уже начало третьего сезона.
Затянуться вместе с Миф
Должен ли автор нести ответственность за то, что он пишет?
Хороший вопрос. И сутью своей хороший, и тем, что единственного правильного ответа не имеется в принципе. Более того, наличие нескольких, кардинально различных точек зрения обеспечивает столь необходимое в этом деле равновесие.
Моя позиция такова: за то, что пишет - нет. А вот за то, как - определённо да.
Вопрос темы и идеи ("О чём?" и "Зачем?", вспоминая школьный курс литературоведения) - вопрос субъективный. Тут можно долго рассуждать о том, имеет ли смысл и право как-то ограничивать свободу творчества (хотя бы и законодательно), или оставить автору право на самоцензуру. Оставим пока. Более меня интересует вопрос качества. Потому что одна из печальнейших писательских болячек современности (её ли одной? Не буду врать - не знаю) - тотальная безответственность творца.
Бродя по сети и блогам, периодически натыкаюсь на сборники советов начинающим писателям. Иногда их авторы - люди, состоявшиеся в "большой литературе", иногда - "фандомные монстры". Бывают плохие советы у первых и хорошие - у вторых, так что с равным интересом изучаю и те, и те. Но когда список рекомендаций начинается с чего-то в духе "Найдите себе хорошую бету/редактора", я понимаю, что такой подход меня не устраивает.
Автор должен отвечать перед читателем за качество своего текста. И отвечать единолично, поскольку именно в этом суть авторства. Не умаляя заслуг редакторов, тем не менее, считаю, что из-под пера текст должен выходить полностью готовым; по крайней мере настолько готовым, насколько автор может из себя выжать на данном этапе своего развития. Это подразумевает и огромную редакторскую работу самого создателя, и даже корректорство. Перекладывание поиска и исправления ошибок на чужие плечи - признак творческой несостоятельность.
Триаду "Автор-Читатель-Редактор" стоит отрастить в каждой пишущей голове.
Это ответственность перед читателем за продукт, который ты ему предоставляешь. Порой, нарвавшись на какой-нибудь откровенно замусоренный или дурно написанный текст, хочется взять незадачливого писаку за пуговицу и не слишком дружелюбно поинтересоваться у него, какого чёрта он портит мне читателя. Это же известная штука: развитие возможно только там, где есть вызов; нельзя эволюционировать, сугубо сидя на пятой точке. В переводе на печатные символы - читая бульварные романчики либо сетевой фикшен (ладно, 90% представителей этих направлений) читатель не только "отдыхает" от умных и сложных книг, но и засоряет себе мозги, притупляет вкус. Пропущенные ошибки, стилистические ляпы - просто изобилие шаблонов и штампов, - убивает "вкусовые рецепторы", понижает разрешающую способность.
Да, этот процесс обратимый. Но не у всех и не всегда. Так уж человек устроен, он предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления, и, начитавшись низкокачественного ширпотреба, вряд ли полезет в дебри. Переть туда, где сложно, свойственно не каждому из нас.
Наверное, понимание - и учёт - этого факта я и подразумеваю под "авторской ответственностью". Если ты пишешь на максимуме своих возможностей, то, по большому счёту, никто не вправе осуждать то, о чём ты пишешь.
Несколько дней назад я упорно объясняла это себе. Объяснила, поэтому даже заваленную крайнюю работу всё равно буду серьёзно редактировать. Собственно, уже это делаю. Да, вместо трёх потерянных недель будет шесть... но тут дело принципов. Либо ты всё время играешь по правилам, либо какого чёрта вообще их устанавливать?
Ну и чтобы не сводить всё к вещам серьёзным - традиционный пятиминутный перекур. Пока всё тот же Stargate, только уже начало третьего сезона.
Затянуться вместе с Миф
Ведь к хорошему куда легче привыкнуть, чем к плохому, не?