19:21

Вопрос

Я не волшебник, я - сказочник.
В очередной раз взялась за "главный труд всей своей творческой карьеры" (хех...) и тут же возник такой вопрос:
Допустим, вы читаете книгу. Жанр не имеет значения, главное, что мир в ней другой, не земной. Удобней ли вам, что бы все системы измерения были привычными (метры/секунды/граммы) или лучше подобрать "местные" аналоги?
С одной стороны, используя привычные с детства единицы измерения, автор снимает с себя большой пласт работы и облегчает восприятие. С другой - довольно странно, что бы развивающееся другим путём общество считало всё в привычных нам координатах, да ещё и название дало им тоже.
Впрочем, введение новых единиц измерения приводит к довольно сильному изменению мира в целом. Простой пример: введя для своего мира некую единицу времени (пока без названия), приблизительно равную нашим двум минутам, я была вынуждена изменить длину суток (согласитесь, жить в мире, в котором семнадцать часов по сорок семь минут каждый (условно говоря) весьма неудобно), следом - длину года, а значит и среднюю продолжительность жизни. Из-за этого сразу же поплыли прочие временные рамки, вроде определения внешности "на глаз" и прочих милых причуд.
Разработка такого мира получается процессом трудоёмким, и прежде, чем его начинать, хотелось бы узнать, нужно ли это вообще или будет только лишним. Так что я за советом к вам, дорогие читатели.
*В ожидании ответов ушла придумывать ругательства и правила карточных игр*

@настроение: Любопытствую помаленьку

@темы: Читателям, Перо, тетрадь, пегас...

Комментарии
08.02.2008 в 19:31

Меня, например нисколечки не удивляет мир с теми же величинами. Новые величины заставляют задуматься: а в лиге 30 хоббитов или 30000?. Восприятие таких миров как чего-то непрерывного (и дифференцируемого по координате) возникает только со второго(хотя бы беглого) прочтения.
08.02.2008 в 19:49

Я не волшебник, я - сказочник.
Понтый Пират
А если будет дан такой вариант: в тексте используется термин, а внизу дана сноска:
В одной гхырне 10 гхыровин, 100 гхыронятин или 53,4 маргула, что приблизительно равно весу 25 кубометров дистиллированной воды при давлении 10 атмосфер?

Мне не очень нравится идея с нашими величинами, потому что как только появляются метры и граммы, сразу возникает потребность в приставках (кило-, мега-) а от них слишком пахнет греками.
08.02.2008 в 19:52

Вреднакость повышенной пушистости
Нелюдь
Мне нравятся "местные" меры пространства\времени. Но только если ими укормлен обоснуй. Да, это немалая работа, но такие вещи добавляют миру жизни и объема, который выходит за рамки текста.

В ожидании ответов ушла придумывать ругательства и правила карточных игр
А какие игры нужны? Ближе к "дураку" или к бриджу?
08.02.2008 в 19:55

Я не волшебник, я - сказочник.
Lady_Riya
Что именно вы понимаете под обоснованием? "Легенда" величины, т.е. откуда она взялась, или что-то иное?

Да нет, игра уже есть - надо просто правила записать, а то в голове уже просто какая-то каша из справочных материалов, так можно и половину позабывать.
08.02.2008 в 20:09

Вреднакость повышенной пушистости
Нелюдь
Да, логичность происхождения.

Вспомнилось: недавно прочитала две книжки подряд. И то, и другое - усредненное фэнтези-средневековье и не Земля. В одной классическая денежная система вида "золотой = 10 серебра = 100 меди" была обыграна, и с профилями владык, и с местными названиями много чего еще. В другой была система времени вида "фиск, фуск, фицуевинка" со сноской "в фиске 24 фуска, в фуске 60 фицуевинок". И если в первой ощущалось на ура, то во второй постоянно дергало глаз и ворчалось на автора "какого хрена выеживаться, если это все равно минуты и часы!"
08.02.2008 в 20:20

Я не волшебник, я - сказочник.
Lady_Riya
Угум, понятно, спасибо. Именно этим я, в принципе, сейчас и занимаюсь - написанием легенд.

Нет, конечно же понятно, что если копировать не десятеричные системы (которые логичны, ибо скорее всего возникли т.к. у человека десять пальцев для счёта), то оставлять их смысла нет.
Я планирую сделать так:
1 год = 4 сезона, в каждом из которых либо 10 (весна, осень) либо 15 (зима, лето) пятидневных недель.
Соответственно, в 1 дне - 20 часов (2 раза по 10), в 1 часе - 40 *** (1 *** приблизительно 2 минуты), в одном *** - 40 секунд.
(Пока даны названия неделя, часы, секунды ибо местные варианты ещё не придуманы. В истории они, разумеется, будут заменены на аналоги)
Но тогда вопрос, менять ли такие термины, как "год" и "день"? Последнее, строго говоря, не желательно - можно в такие дебри вдариться, что потом читать текст будет невозможно.
08.02.2008 в 20:26

Вреднакость повышенной пушистости
Нелюдь
Хммм... У меня туго с математикой, поэтому по расчетам ничего сказать не смогу. Но система ощущается стройной.
С годом вспоминается "оборот", насчет дня не знаю, но если есть разделение на тьму и свет именно как на "день" и "ночь", если эти два слова на месте - то день как период логично и сохранить. Разве что отлавливать "сутки", чтобы не мелькнули ненароком. ))
08.02.2008 в 20:34

Я не волшебник, я - сказочник.
Lady_Riya
Спасибо большое.
Я тоже склоняюсь к "местной системе", она как-то... атмосфернее. Хочется сделать совсем-совсем хорошо, хотя бы со стороны мелочей.

Да, блошек в таком тексте будет не мало. Но ничего, как-нибудь прорвусь. Когда столько работаешь с выдуманной системой, всякие лишние слова довольно быстро начинают резать слух. Не уверена, но кажется первый попавший мне в руки том Перумова я закрыла ровно в тот момент, когда прочла там про "Испанский сапог". В выдуманном-то мире...
08.02.2008 в 20:36

Вреднакость повышенной пушистости
Нелюдь
первый попавший мне в руки том Перумова я закрыла ровно в тот момент, когда прочла там про "Испанский сапог".
Вот да вот. Двуручный дисбилив как он есть. :bubu:

ничего, как-нибудь прорвусь
Удачи в работе и терпения! И частой гребенки для отлова. :white:
08.02.2008 в 20:38

Я не волшебник, я - сказочник.
Lady_Riya
Благодарю. Постараюсь оправдать доверие :gigi:
08.02.2008 в 23:29

Долго думал и откровенно растерялся. Сразу вспомнился недавний пример: подруга прислала на заценку фанфик по какому-то анимэ, она хотела этот рассказ на конкурс отослать. Про мое отношение к анимэ она знает, я же ее дополнительно предупредил, что абсолютно не в теме вопроса. И получилось действительно очень неловко. Может, рассказ и хороший, да только я не в состоянии это разглядеть, потому что там просто ужасное нагромождение непонятных слов, длинных имен, плюс сюжетные заморочки, которые не вредно бы знать... В общем, для моих глаз текст был очень странный и ничего особенного я в нем не углядел.
Возможно, нужно делать что-то среднее, ну, прописывать сноски по каждой главе или отдельно по произведению в целом, как делается во многих книгах.
08.02.2008 в 23:44

Вообще можно и вводить новые. А кило-, мега- и прочие тонны обходятся вариантами как дюжина дюжин, тысяча тысяч. Нет, если система вписывается и обоснована - то пусть. Ничего против не имею. Мне, например понравились "расплывчатые" часы в Щеботане у Пратчетта.
Вообще, гораздо логичнее использовать двенадцатеричную систему! На четырех основных(кроме большого) пальцах руки 12 фаланг. Лучше это тем, что в ты нахаляву получаешь делимость на 2,3,4,6,12. А в десятеричной только 2,5,10. Реальную математическую(логическую) ценность представляют только числа 2 и 3. Остальное(и пятерки, и десятки и 4,6,12) используются лишь для удобства подсчета с кратными величинами. В 12-ичной удобства больше т.к. делителей больше(и тройка есть). Кстати, в Англии она и была, пока не пришли десятипальцевые люди ;)
09.02.2008 в 00:01

Я не волшебник, я - сказочник.
Дон М.А.Гарибальди
То есть, если говорить человеческим языком, читаемость такого текста резко падает. Хмм, логично. Помнится, в своё время я здорово намучилась с текстами, в которых была куча сносок на словари в конце книги.
Понтый Пират
А если сделать наоборот - поменять величины, а не названия? То есть, час это не шестьдесят минут по шестьдесят секунд, а некоторое абстрактное количество времени. К примеру - длинна суток, делёная на двенадцать отрезков.
Строго говоря, это даже вернее. Если ориентироваться на наше средневековье, то, наверное, понятий "минута" и "секунда" тогда не было т.к. не было способа измерения. Т.е. остаются часы, дни и годы. А там можно и фраевскую систему "одолжить" - такой-то день такого-то года. Или, чуть усовершенствовать: "такой-то день такого-то сезона такого-то года".
Да, так мне нравится даже больше.
А с двенадцатиричной системой стоит подумать. Только, боюсь, сложно это будет для восприятия, сейчас десятка привычней.
09.02.2008 в 00:10

В общем, да. Главное - не переборщить, тогда получится и красиво, и интересно.
09.02.2008 в 09:29

Ожидающий на перекрестках
про системы времени: сейчас пытаются ввести интернет-время в котором в часе по 100 минут, а количество часов в "сутках" по-моему 10. но это достаточно абстрактная система.
Надо помнить что все величины вытекают из реалий окружающей среды плюс заморочки (в частности религиозные) аборигенов. И система не обязательно должна быть рациональной и законченной. Мы рассматриваем все с точки зрения современного человека, а в рассказе мне кажется важнее показать уровень развития мира и общества придуманного автором.
Согласен, что экзотические названия напрягают и усложняют чтение и понимание происходящего. Для некоторого баланса можно заимствовать старорусские или иностранные названия (алтын, фунт и т.п.), причем у разных народов разные, чтобы подчеркнуть различия, но в то же время сохранить относительные пропорции величин.

Например, мне пришлось повозиться с Пятиземьем, учитывая, что там постоянный день и смену дня и ночи каждый народ устраивает себе сам. В качестве всеобщего "года" я решил использовать воздушный корабль эйвенов, который по кругу облетает все Дома и называется "Солнце" :) Когда корабль прибывает в Дом, там начинается праздник нового года этого Дома, а когда два главных корабля эйвенов встречаются, то начинается новый всеобщий год.
09.02.2008 в 21:42

A drawer & a honest art-thief.
Да, я тоже за "свои" величины, так мир становится осязаемее, переставая быть кривым зеркалом нашего. Наш мир уже всем, видать, порядком надоел... Помню, читала как-то произведение (припомню, если нужно, и автора, и название), где основные названия явлений и мест (не Ривенделл с Барад-Дуром, а - другие слова для гор, долин и моря) были "иномирскими" - первую треть постоянно лазила в сноски, а потом - такое подключение приключилось, просто полное, так что - прием-то мне кажется выигрышным...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail