
ез малого три дюжины лет тому назад Окуджава написал такие строчки:
Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить...Господа, вы ещё не задохнулись?
Вопрос сетевого общения - это даже не вопрос, это феномен. Феномен, скорее всего, языковой. Впервые появляется столь многочисленная группа людей, использующая для передачи информации не речь, а текст. Это не письма, бывшие в обиходе до массового распространения телефонов и сохранившиеся до сих пор, это нечто общественное, публичное. Вселенская доска объявлений.
Увы, в последнее время интернет всё больше напоминает обклеенный бумажками забор. А на заборе сами знаете, что пишут.
Меня же нынче больше интересует, не "что", а "как".
Я буду судить исключительно со своей, не очень высокой колокольни. И зрелище, открывающееся с неё, поистине ужасает. Люди, вы что? Вот как, как это можно - так писать? Да-да, я знаю, что это вопрос из разряда "кто о чём, а пьяный - о бутылке". То, что моя "бутылка" - текст, я никогда и не скрывала. Поэтому водружу её сейчас на флагшток и начну свой крестовый поход.
Читать продолжение. Много, зло и вопрошающе
Последний год на блогах я откровенно побаиваюсь вылезать за границы круга Избранного и ПЧ, поскольку всё чащу натыкаюсь на этой дикой территории на явление неприятное и любопытное. Почему-то в последнее время стало модно коверкать родную речь. Порой начинает казаться, что где-то объявили чудо-соревнование: кто изобретёт самую неудобочитаемую "альтернативную орфографию".
Вот ставим эксперимент: беру десять случайных дневников и смотрю, кто как пишет.
Итого: в трёх дневниках (сужу по первой странице) с языком всё более или менее нормально; в шести - "альтернативная орфография" цветёт вовсю, нет ни запятых, ни заглавных букв, количество точек в многоточии колеблется от двух до двадцати, грамматика тихонько плачет в уголке; ещё в одном дневнике текста нет вообще, одни картинки и тесты.
Уверена, если провести этот эксперимент ещё несколько раз, соотношение изменится разве что в сторону ухудшения. Впрочем, даже такой результат показателен: у шестидесяти процентов блогеров нет чувства меры, уважения к читателям, либо денег на новую клавиатуру. В последнее верю мало.
Честное слово, я не сноб. И с русским языком у меня всю жизнь отношения были напряжёнными, в школе не вылезала из двоек и троек по этому предмету. Я даже несколько предложений не могу набрать, не сделав пару опечаток, а то и полновесных ошибок.
Опечаток и ошибок - но не нарочного коверканья.
Когда человек что-то делает, у этого действия должен быть смысл. Если он пишет слово "корова" через четыре "а", значит, зачем-то ему это нужно. Хочет посмешить собеседника, придать своим словам ироничный оттенок, скопировать разговорную речь... да мало ли что? Но, как любой литературный приём, этот работает лишь разово, использовать такие искажения нужно очень осторожно. Когда у блогера по дневнику бродят целые стада "каарав", я резонно задаюсь вопросом "какого чёрта?".
Вариант "блогер ещё не знает, что на самом деле она "корова"", конечно, соблазнителен хотя бы тем, что предполагает возможность изменения ситуации к лучшему, но нежизнеспособен. Всё-таки не так уж и много на дневниках школьников младших классов, а остальные вполне в состоянии написать дюжину-другую предложений без трёх авосек ошибок. Значит, "каарава" появилась неспроста и какая-то цель у неё есть.
Люди, какая?!
Есть подозрение, что это банальное неумение проявить индивидуальность. Люди уже не знают, как бы поинтересней разукрасить свой блог (про дикое оформление молчу, это отдельный разговор, длинный и не совсем цензурный), вот и изощряются с содержанием. Это же целое "искусство" - "искусство" постов в одно-два слова, километров точек и отсутствия интонаций (как иначе воспринять, что во многих предложениях нет ни запятых, ни более сложных знаков пунктуации?). Конечно, каждый волен самовыражаться как ему угодно, вот только вместо оригинальности получается какой-то конвейер, к которому иначе, как с презрением я относиться не могу. Вы что там, длиной многоточий меряетесь? Так, извините, детский сад какой-то получается.
Возможно, я ничего не понимаю, не разбираюсь в современном искусстве (я и в классическом-то не разбираюсь) и вообще "дура набитая". Возможно. Ваше право коверкать родной язык, моё право - по этому поводу возмущаться.
Самое противное, что постепенно эта зараза выползает из блогерских резерваций и распространяется дальше и дальше. Человеку, привыкшему себе на потеху писать про этих несчастных "каарав" со временем станет очень сложно вспомнить, как же это слово выглядит на самом деле. Честное слово, проверяла на себе - последствия ужасали. Путь наименьшего сопротивления тем плох, что отвыкаешь прикладывать усилия: "А, ладно, так напишу, никто и не заметит". Заметит. И помянет вас недобрым словом.
Порой кажется, что такие люди так и не привыкли к тому, что правила придуманы не для того, чтобы ущемлять их, бедных и несчастных, свободу слова. Господа, правила придуманы, чтобы мы с вами друг друга понимали. Пожалейте глупую Нелюдь, не заставляйте её напрягать скудные мозги, дабы разобраться, что за нетленный шедевр зашифрован в этой абракадабре.
Хотя, я уже не расшифровываю. Если владелец дневника не уважает меня, своего читателя, так какого чёрта его должна уважать я? Мне проще пройти мимо, да и не мне одной. Помнится, у мудрых писателей Олди в их семинарах было очень точное сравнение. Дословную цитату не приведу, но заключалось оно в том, что испещрённый ошибками текст, он как грязная, дурно пахнущая и скверно одетая девушка. Она, быть может, и красавица неземная - но кто это заметит?
А ещё (это не совсем в тему "выступления", но коли уж вспомнила), я не понимаю смысла смайликовых заборов. Всякий раз, когда я вижу это нагромождение скобочек, я разрываюсь между двумя чувствами: брезгливостью и сочувствием. Первое понятно, а второе вызвано тем, что у человека наверняка плохо работает клавиатура. Или у него осталось совсем мало сил, только и хватает, что донести палец до кнопки и там его уронить. Бедный.
Возможно, я перегибаю палку, и как всегда слишком серьёзно отношусь к тому, к чему серьёзно относиться нельзя. Но в последнее время для меня текст - очень больная тема, я в этом плане как голый комок нервов. После очередного купания в интернет-помойке эти самые нервы начали искрить.
На этом Шахерезада прекращает дозволенные речи и традиционно приветствует тех, кто сумел добраться до самого конца.
P.S. Извиняюсь, если в этом тексте обнаружатся ошибки. Я не идеальна и крайне невнимательна, от чего страдаю сама. В своё оправдание могу сказать, что слова не коверкались нарочно, только случайно.
И, да, за время написания этого текста автор раз шесть слазила в словари, уточняя те или иные слова. Говорю же, в школе плохо училась.
P.P.S. Чтобы всё не было так грустно и печально:
В пустой котомк поклав ржаное хлебо,
Я ухожу туда, где птичья звон,
И вижу над собою синий небо,
Лохматый облак и шиpокий кpон.
Я дома здесь, я здесь пpишел не в гости,
Снимаю кепк, одетый набекpень,
Весёлый птичк, помахивая хвостик,
Hасвистывает мой стихотвоpень.
Зелёный тpавк ложится под ногами,
И сам к бумаге тянется pука,
И я шепчу дpожащие губами:
"Велик могучим pусский языка!"
***
Пpоснувший гомон птичьих голосов.
Пpоклинывая всё на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуpшат звеpушки, выбегнув навстpечу,
Пpиветливыми лапками маша:
Я сpеди тут пpобуду целый вечеp,
Бессмеpтные твоpения пиша.
Hо, выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная зелёновая тваpь
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Оpфогpафический словаpь.
Оба стихотворения за авторством Александра Иванова.
За Александра Иванова — отдельное огромное спасибо.)
Цитируя другого мудрого барда, "Каждый выбирает по себе". Я устала мириться. Очень, знаете ли, неприятно: в тебя плюют, а ты молчи и утирайся.
А зачем же считать, что они плюют именно в тебя, когда они, может быть, плюют совсем в другую сторону?
Мои личные слова-паразиты: аффтар, ужОс, любофф, что-то еще есть, просто навскидку не вспомню.
Работа же моя, в отличие от раздолбайства, напрямую обязывает контролировать качество текста в том смысле, чтоб ни-ни! И вот однажды случился прикол. Делаем очередной проект, забиваем списки, названия книг, какую-то ерунду еще, как вдруг что-то мне бьет по глазам. Проверяю страницу два раза подряд, перелистываю, возвращаюсь обратно. Продолжает бить. И только через пару минут до меня дошло, что слово "ужас" написал именно так, как привык в режиме прикола. УжОс.
Знаете, если бы я так это оставил, действительно получился бы ужОс, напрямую сказавшийся бы на премии, допустим.
В общем, расслабляться таким образом изредка можно, но то, что это переходит в систему, и правда очень грустно.
А они плюют "по радиусу", так что достаётся всем прохожим. В том числе и мне.
А вообще, всё это эквилибристика словами. Факт остаётся фактом: они вольны писать, как хотят, я вольна говорить своё "фи". Чем и занималась.
Тут ключевое слово "время от времени". Я тоже не всегда следую литературным нормам, и не вижу в этом ничего грешного. Меня убивает, когда люди не подчёркивают нарочной ошибкой конкретное слово (это придаёт яркую эмоциональную окраску и "раскрашивает" текст, лишённых невербальных способов донесения информации), а пишут так целиком. Я это просто читать не могу, каракули какие-то.
Я себя ловила на том, что начала вслух употреблять слово "очепятка". Раз сказала, два... а вот когда секунд десять не могла вспомнить, как оно правильно - ужаснулась. "С тех пор сам не говорит, и детям своим заказал".
О, вспомнил еще несколько паразитов: "убиться апстену" и "пацталом".
Самому интересно стало, с чего это такие выверты стали так популярны?
Самому интересно стало, с чего это такие выверты стали так популярны?
Мне тоже. Наверное, какой-нибудь закон стада: один сказал, другой повторил и пошло-поехало. Своих мозгов не хватает, цапаем всё, что необычно звучит. А со временем такие слова буквально вплавляются в речь,и вытащить их оттуда - задача не из простых. Я пока от всяких "блинов" да "хренов" отучилась, наверное, около года прошло.
Мне уже никогда от них не избавиться.
Я переучилась заменой на меняя вульгарные "чёрт!" и "гхыр". Народ по началу шугался, потом привык и к более "объёмным" загибам. Я же могу кого и на массаракш послать.
Я же могу кого и на массаракш послать. ))
В общем, не пуристка я, нет. Свято уверена, что в речи человека проявляется его индивидуальность (даже если это индивидуальность коллективная), за что и имею свой трояк по культуре речи и стилистике...
бллин!Но твою позицию я понимаю и уважаю. А за стремление к самосовершенствованию в этом плане тебе мой отдельный безграничный респект. Читая твои посты, я никогда бы не подумала, что у тебя так в школе было с русским языком. А почему, кстати? Ты не похожа на человека, который в детстве мало читал. Дети, которые много читают, обычно просто запоминают правильные формы слов и интуитивно чувствуют пунктуацию...
Дон М.А.Гарибальди
Самому интересно стало, с чего это такие выверты стали так популярны?
Ну, как лингвист
Вариант для менее образованного большинства — обозначение принадлежности к группе: "Я в Интернете свой, я говорю так, как вы".
Вариант для более образованного меньшинства — экспрессия, как уже заметила Нелюдь. Или стилистический маркер. "Обратите внимание: я говорю с вами не всерьез!", "Это всего лишь мое маленькое мнение, не надо принимать его близко к сердцу".
Пишу хорошо, а говорю на смеси научного и разговорного: "Вот эта шняжка здесь у нас как репрезентирована?"
А что, красиво получается, мне нравится
Впрочем, у меня в плане экспрессивной лексики выработалось одно правило, по которому я себя и переучивала: не использовать слов, за которыми стоят вполне конкретные физиологические образы. Самой неприятно. А фраза "гхыр лаббар тебя в массаракш" не имеет никакой смысловой нагрузки, но помогает спустить пар.
У окружающих были абсолютно квадратные глаза, когда после очередного зачёта я выдала этот пассаж вслух.
А почему, кстати?
Потому что я читала и читаю очень много, и, как принято говорить, "по диагонали".
В результате чего выработала привычку перечитывать понравившиеся книга по два-три раза.На самом деле проблема не в безграмотности, а в невнимательности. Вечно тороплюсь и не замечаю элементарнейших описок... Причём не только в плане языка, у меня и на втором курсе трижды три было шесть.
"Я в Интернете свой, я говорю так, как вы".
Мне даже кажется, что это происходит неосознанно, на уровне инстинктов. Бежит всё стадо и я за ним.
Спасибо.
Я вообще имею свойство тащить в свою речь все понравившиеся словечки.
Аналогично совершенно.
"гхыр лаббар тебя в массаракш"
*радостно кивает*
"Олдр хны полобрал! Ядуй по раз так енеть! Нувзоп ханамрак умечен!"О, еще из той же серии: "111одинодин111111! Мной овладела упячка!" *прыгает и веселится*
проблема не в безграмотности, а в невнимательности
Тогда это сложнее. Свой склад характера преодолеть тяжело...
Мне даже кажется, что это происходит неосознанно, на уровне инстинктов. Бежит всё стадо и я за ним.
Конечно! Это психологическое.)
Вот, сейчас я вас буду пытать. Что такое(ая?) это страшное слово "упячка"? Столько раз на него натыкалась, а понять не могу. Абсолютно не в курсе современного интернет-языка.
И откуда он берётся.Рекомендуется сначала твердо на что-нибудь сесть.
http://upyachka.ru/
Также полезное пособие, помогающее быть в курсе современного интернет-языка: http://lurkmore.ru/Заглавная_страница Читая, понимаешь, что это действительно пласт культуры, и никуда от этого не деться. Какой бы "некультурной" она ни казалась со стороны.
Брр. Кажется, я потребляю недостаточно чудо-травы, чтобы это понимать. Моего скудного золотомедального образования на это не хватает. Мар-р-разм.
На лурк я уже пробовала соваться - бесполезно. Половину статей не понимаю по причине нехватки багажа этой самой "культуры".
Я подозреваю, что этого НИКТО не понимает. Просто одни над этим смеются, а другие — нет.
Ну, а статьи ж вроде объясняют одна другую...
А впрочем, на вкус и цвет, как известно.
Я не настолько сложная личность, чтобы смеяться над тем, чего не понимаю
Или стилистический маркер. "Обратите внимание: я говорю с вами не всерьез!"
О! Пожалуй, это мне ближе всего остального