Я не волшебник, я - сказочник.
Художественный язык
(метафора горы)


                                                                            Перекрёстки дорог – узловатые пальцы старухи.
                                                                            Я не знаю, какой из шагов отзовётся бедой.
                                                                            Это вы – горсть воды; я – лишь руки, дрожащие руки,
                                                                            И ладони горят, обожжённые этой водой.
                                                                            О. Ладыженский


    Представим себе, что писательское мастерство это горная гряда. И овладение этим мастерством – путь в гору, который можно прервать, с которого можно свернуть – но конца которого не существует. Наша горная гряда бесконечна, и каждая последующая гора чуть выше предыдущей.
    На заре писательской карьеры человек ещё не знает о гряде. Пока что он идёт по равнение. Идёт легко, поглядывая по сторонам, почти не тратя силы. Он не знает ни правил, ни законов ремесла – и потому не может их соблюдать.
    Но рано или поздно наш творец взрослеет, и его перестаёт устраивать качество того, что он пишет. Это означает выход с равнины в холмистые предгорья. Тут, в общем-то, тоже идти скорее приятно, чем тяжело. Речки, озёра, солнышко светит… но появляется первый выбор: обойти холм или взобраться на него, выбрать извилистый путь или прямой, но более сложный. Тут выбирают способы и методы, а так же попутчиков. Будь то ориентирование на маяк (самостоятельная работа с использованием советов мастеров или даже без них) или помощь спутников (беты-гаммы, редакторы-корректоры, выходящие за рамки своих обязанностей).
   Читать до конца

@темы: Перо, тетрадь, пегас..., Рабочие материалы

Комментарии
16.01.2012 в 00:25

дерись ужами, питайся камышами!
Это прекрасно, шикарное сравнение.
Меня всегда интересовало, как можно себя "наточить" в том самом "писательском мастерстве".) Не только в плане художественности языка, хотя, наверное, это основа основ, но и в других аспектах.)
16.01.2012 в 02:42

Как то раз дракон нагнал тучи в каменный подвал...
Миф, а как вы начинали писать? С чего?
16.01.2012 в 09:13

A drawer & a honest art-thief.
Отлично, и созвучно. Сравнение про жемчуг чётко соответствует тому, что я сейчас делаю в рисунке. В работе 3000 на 4000, более-менее готовой по форме, выбрать фрагменты, обработать их до деталей - и потом "сровнять" под эту проработку всю площадь.
Так что, мой творческий опыт тоже ложится в подтверждение, с точностью до области применения - у меня будет не язык, а работа с контрастами и пятнами. Остальное - аналогично.
16.01.2012 в 13:00

Я не волшебник, я - сказочник.
Шагрел, Спасибо.
Лично я знаю только один способ "наточить" себя вообще на что угодно: работать и думать. В случае писательства - очень много писать и очень много думать о написанном, анализировать тексты. Прислушиваться к своим ощущениям, вылавливать через это ошибки, искать способы их исправлять. Много читать - чтобы на готовых примерах видеть как прорабатывают темы профессионалы. Искать какие-то статьи по технике писательства. В общем, стандартный процесс обучения, только заниматься им надо самостоятельно. А то сетература грешит привычкой сваливать свои огрехи на других: я сейчас тут что-то накарябую, а бета мне подправит.

Fairek,
Со страха и с честолюбия, если касаться мотиваций. Со страха "Я уйду, а после меня ничего не останется" и с честолюбия "Ух ты, какую штуку я придумала - надо похвастаться!"
Если смотреть техническую сторону, то поначалу были скромные миниатюрки на одну-две странички, пара попыток сделать что-то крупнее. У меня этап "равнины" был очень долгим, года три или четыре - пока мне не довелось прочитать записи семинаров Олди. После них я поняла, что писательство, вообще говоря, ремесло - и стала над текстами работать.
Плюс, мне в какой-то мере повезло. То ли вкус, то ли снобизм, то ли просто нежелание сливаться со всеми: я практически избежала заразы фанфиков, то есть легкодоступного признания, не требующего качества текста. Поскольку моих читателей можно пересчитать по пальцам, я могу позволить себе роскошь никуда не торопиться и тратить на доведение каждого текста столько времени, сколько посчитаю нужным.

Andah,
Полагаю, если адаптировать термин язык для каждого вида искусства (у тебя работа с цветом, у музыканта ещё что-то своё), то история всюду будет одна и та же. Я пока выбирала строфу для эпиграфа текста (кстати, очень рекомендую посмотреть всё стихотворение - там работа с образами просто безупречна) вспомнила рассказанную Олди же историю о Галиче, который пытался понять, почему "Выходила на берег Катюша" - не стихи, а "Ангел мой, ты видишь ли меня" - стихи? (это в "Фантах", третий семинар). И тоже упёрся в образность.
16.01.2012 в 15:57

A drawer & a honest art-thief.
Мифоплет, о да, история о труде и повышении качества - всегда одна и та же.
А за "Фанты" спасибо, буду вду-умчиво читать их после того, как закончу мозговую работу с диссером.
16.01.2012 в 19:22

Я не волшебник, я - сказочник.
Andah, я бы с тобой поспорила, но только в теории. Мне кажется, что этих "историй" - далеко не одна штука. Не так, что бы у каждого своя, но это точно как-то завязано на способах творить.
Всегда пожалуйста. Мне они мозги в своё время на нужное место поставили. Плюс, сейчас я вижу в них очертания следующей горы - той, на которую придётся вскарабкиваться после языка.
17.01.2012 в 11:43

A drawer & a honest art-thief.
Ещё подумала на эту тему. Смотря с каких аспектов - вроде того, "почему я решил делать дело лучше" (мотив усиленной работы) или "какая книга научила меня писать так, как я теперь пишу" (способ реализовать мотив). Способы ворить - в смысле, у художников, писателей, скульпторов? Пардон, если въедливость раздражает (меня вот моя раздражает), но стало любопытно.
*улыбается* Как я люблю очертания гор!
17.01.2012 в 22:57

Я не волшебник, я - сказочник.
"Способы творить" скорее в смысле подходов, если совсем уж грубо, то то самое "технарство/мажество". Мне вообще кажется, что вот этот вот образ последовательного забирания на горы применим только к тем, кто привносит в творческую деятельность солидную долю рутины. У мало-мальски "чистых" магов что-то своё, они в принципе пашут над своими вещами иначе. Как? - боюсь, я здесь отвечать некомпетентна.
18.01.2012 в 16:28

A drawer & a honest art-thief.
А-а. Гот ит. Надо подумать, ой надо. Я со времён крайнего тебе письма (это я не к тому, что "где письмо, ёксель", а просто отсылаю к тексту того, что тебе писала) всё так и думаю над этим делом. Новые ощущения в рисовании сподвигают.
Магов, что ли, поспрошать? Надо подумать.
18.01.2012 в 16:53

Я не волшебник, я - сказочник.
Подумай-поспрашивай. Потому что мне почему-то не очень любопытно "Как оно у магов" - видимо, в виду того, что я ещё не совсем разложила по полочкам "Как оно у меня".
18.01.2012 в 16:53

Я не волшебник, я - сказочник.
Подумай-поспрашивай. Потому что мне почему-то не очень любопытно "Как оно у магов" - видимо, в виду того, что я ещё не совсем разложила по полочкам "Как оно у меня".
18.01.2012 в 16:53

Я не волшебник, я - сказочник.
Подумай-поспрашивай. Потому что мне почему-то не очень любопытно "Как оно у магов" - видимо, в виду того, что я ещё не совсем разложила по полочкам "Как оно у меня".
19.01.2012 в 08:54

A drawer & a honest art-thief.
Мифоплет, как и я, потому пока и молчу. Не могу ещё решить, в каком я лагере, откровенно говоря. Изрядная доля технарства имеется, но эмоциональная составляющая тоже играет роль.
19.01.2012 в 21:45

Я не волшебник, я - сказочник.
А ты не считаю, что тут какие-то "лагери". Это две крайности, у всех нас они понамешаны - просто в разных пропорциях.
19.01.2012 в 21:53

A drawer & a honest art-thief.
Тяготение тоже бывает, мне вот оно и интересно. Особенно, два момента: тяготение по признаку "я тащусь делать так" и по признаку "у меня получается лучше, когда я делаю так".
19.01.2012 в 23:25

Я не волшебник, я - сказочник.
Здесь я тебе, увы, не помощник. Но если разберёшься - будет интересно послушать твои выводы.
20.01.2012 в 09:35

A drawer & a honest art-thief.
Это явно не скоро случится - я ещё не научилась делать что-либо в нужной степени, чтобы сравнивать.
20.01.2012 в 13:34

Я не волшебник, я - сказочник.
Никто и не торопит. Но такие скачки вполне могут быть и резкимим, так что не зарекайся.
20.01.2012 в 14:48

A drawer & a honest art-thief.
Понимаю, вернее, представляю. Но прогноз строится на опыте, а он упрям.
20.01.2012 в 16:35

Я не волшебник, я - сказочник.
Опыт опытом, а так экстраполировать изначально не слишком гладкую функцию - не самый лучший способ получить достоверный результат.
20.01.2012 в 17:52

A drawer & a honest art-thief.
Не умничай))
Поняла посыл. Вообще, подумала ещё немного, и поняла: дело именно в наработке опыта "делания так, как тащит" и "делания так, как крепко получается". А это вопрос исключительно количества дел в единицу времени. Потому и "долго ждать выводов". Материал - его собрать надо.
20.01.2012 в 19:26

Я не волшебник, я - сказочник.
У меня три зачета по выч. методам, мне можно ;)
Не знаю. Честно - не знаю. Я не ощущаю себя достаточно уверенно на той территории, о которой ты говоришь, поэтому считаю себя не в праве делать какие-то выводы.
21.01.2012 в 21:48

A drawer & a honest art-thief.
Да тебе вообще всё можно, чего уж) Но и я не могу не подколоть!
Вот и со мной то же самое. Я только разницу чую еле-еле. Пожуём-увидим. Это не кактус, тут вкуснее, хотя и не без колючек.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail