Я не волшебник, я - сказочник.
Есть такой старый-престарый анекдот:
"Сессия. Решили провести исследование, как студенты разных вузов готовятся к экзаменам.
Подходят к студенту пединститута и спрашивают:
- Сколько тебе нужно времени, чтобы выучить китайский язык и сдать по нему экзамен?
- Ну, года три, наверное...
Подходят к студенту Университета и спрашивают:
- Сколько тебе нужно времени, чтобы выучить китайский язык и сдать по нему экзамен?
- Ну год... Но если постараться, могу и за семестр.
Подходят к студенту технического ВУЗа и спрашивают:
- Сколько тебе нужно времени, чтобы выучить китайский язык и сдать по нему экзамен?
- А методичка есть?
- Есть.
- Ну тогда сейчас докурю и пойдем сдавать."
Вчера объявили, что госы у нас через пару недель.
Первый раз в жизни при взгляде на список вопросов к экзамену начальная мысль не "паника-паника-я-ничего-не-знаю", а "Методичка есть?".
Методичка е-е-есть... Насобирала во-о-от такую стопку лекций-лабников-распечаток за прошлые годы, начала раскопки знаний. Кое с чего пыль в голове надо стряхнуть, кое-что уложить заново, но на трёшку могу сдавать хоть сейчас.
Всё-таки технарское образование - это весчь.
"Сессия. Решили провести исследование, как студенты разных вузов готовятся к экзаменам.
Подходят к студенту пединститута и спрашивают:
- Сколько тебе нужно времени, чтобы выучить китайский язык и сдать по нему экзамен?
- Ну, года три, наверное...
Подходят к студенту Университета и спрашивают:
- Сколько тебе нужно времени, чтобы выучить китайский язык и сдать по нему экзамен?
- Ну год... Но если постараться, могу и за семестр.
Подходят к студенту технического ВУЗа и спрашивают:
- Сколько тебе нужно времени, чтобы выучить китайский язык и сдать по нему экзамен?
- А методичка есть?
- Есть.
- Ну тогда сейчас докурю и пойдем сдавать."
Вчера объявили, что госы у нас через пару недель.
Первый раз в жизни при взгляде на список вопросов к экзамену начальная мысль не "паника-паника-я-ничего-не-знаю", а "Методичка есть?".
Методичка е-е-есть... Насобирала во-о-от такую стопку лекций-лабников-распечаток за прошлые годы, начала раскопки знаний. Кое с чего пыль в голове надо стряхнуть, кое-что уложить заново, но на трёшку могу сдавать хоть сейчас.
Всё-таки технарское образование - это весчь.
Рядом с вами, барышни, вообще лентяём себя чувствую
чем дольше живу, тем сильнее убеждаюсь, что у слишком большого процента населения проблемы с курсом естествознания за пятый класс. Какие уж там лазеры и полупроводники...
В штуках, друже мой, в штуках. Универсальная единица.
Aurdo, друг, вот уж давно тянет спросить: откуда эта "дивная" привычка выпасть из разговора и возникнуть три недели спустя будто бы ничего и не было? Я что-то пропустила в новых веяниях сетевого этикета?
А скольки маленьким штукам равна одна, но большая? =)
*голосом Гимли* Это всё равно один
Мифоплет, своя дурная привычка - отвечать, когда есть/знаю чего сказать "по теме". Наверное, от чатов и аськи со скайпом - там переписка быстрее идёт и это дело не так заметно.
Так суть не в конечном размере "штуки", а в законченном деле.
Ну блин, так не годится *пыхтит несогласно* Есть 1 (одна) штука, над которой я трудилась 6 лет, и другая 1 (одна) - на полчаса. Они равны штоль?!
В глобальной схеме вещей? Полагаю, что да.
Не, может, у кого такие схемы работают, но не у меня. Тем паче, что легко можно разбить сложную одну на шаги и дни выполненных отдельных штук поменьше, и тем наращивать до бесконечности. Тогда выйдет, что я, конечно, круче тебя - только по признаку, который от нас с тобой ащще не зависит - возраст, число прожитых дней и сделанных действий. И оно нам надо? =)
Ну ок, пусть будут не штуки, пусть будут поставленные задачи. Но говорить, что задача "А" круче задачи "Б" только потому, что заняла больше времени и сил - тоже не правильно. Может, ты дурак и не умеешь эти самые время и силу распределять.
Уоо, начинается, теперь вводим параметры - физики, конечно, в этом мастера. Теперь у нас есть переменная типа "мудрость и эффективное распределение ресурса". Лоуфул, что ты делаешь, стой =))
Я знаю, что есть вещи, которые реально трудны в силу их комплексности, и есть другие, трудные в силу моих мыслительный способностей и устройства головы - от этого трудные не менее. Учитывая, что к идеалу я деятельно стремлюсь только в паре-тройке вещей, забив целиком или частью на все прочие - выходит, мне пофигу, в силу каких причин задача оказалась трудна. Если мне надо её оптимизировать, чтобы расчистить пространство, а убрать её нельзя - окей, можно обдумать. А если убрать можно - ура. Про те задачи, которые требуют усилий и были сделаны хорошо - я знаю, что они трудные и были сделаны хорошо (так хорошо, как я могла на тот момент). И ими я точно буду гордиться куда больше, и ровнять к ним вынос мусора и прочие простые вещи - не-а, это ж какой кусок эмоционалки отвалится! А у меня оттуда большая часть волевого ресурса, если не весь.
Вот так будет полнее.
Anda, офф-топом, к нашему тому разговору о том, что в сети невозможно читать новости. Была вчера у Ила, принесла от него волшебное на тему: breakingmad.me/ru//
Ну не знаю. У меня как-то в голове сидит (возможно, отголосок чуть подкрученного, но ещё живого перфекционизма), что если ты что-то не умеешь делать хорошо, то это факт твоей биографии, делать на который скидку - читерство. Не умеешь - научись и делай эффективно. Но то, конечно, сугубое имхо и лично-внутренние механики.
Твоей-твоей, но какие тут скидки? В смысле - я точно знаю, что не буду заниматься сразу и шитьём, и живописью, и музыкой с танцами, и сколачиванием стульев, и повышением социальных навыков. Есть что-то изначально сильное и приносящее эффект, помогающее достигать цели и получать удовольствие от жизни - keep it. Остальное - ну, как-то получается, не мешает, и ок. В противном случае я буду хреново уметь делать всё, но хреново. Может, просто я выразилась не так... Одно дело в принципе наплевать на развитие - ну, типа, не умею ничего, ну и хрен с ним; другое дело - развивать своего персонажика по тем веткам, которые набафаны от рождения, в силу характера и устройства клеток мозга, сказать. Если я начала жизнь рогой, зачем мне качать её в щитоносца? В нужный момент под тяжестью щита рога моя и закончится. А могла бы выжить и нанести крит противнику, и обеспечить победу пати. Ну грубо.
Кстати, из сегодняшнего: breakingmad.me/ru/4707. У тебя тоже первая реакция была "Team Fortress в реальной жизни?!" или это уже я укуренный вусмерть человек?
Я понимаю твою логику, но у меня к ней идёт маленькая надстройка: если мне понадобился стул, а я не умею делать стулья и в результате потратила на его изготовления три дня, то в итоге надо считать стулья, а не дни работы. Следовательно, мой стул не ценнее стула профессионала, который потратил на него три часа.
Наверное, второе - мне не хватает данных =) Это из комиксов что-то про кошку?
Э-э, я вчера весь вечер думала об этом =) И пришла к выводу, что не зря на соревнованиях всегда есть градации типа "юниор-КМС-мастер" или похожие. Участвовать в соревнованиях-сравнениях с разрядниками, когда ты сам впервые взял в руки то, в чём суть дела - считаю, твоё изделие в принципе никак нельзя приравнять к аналогичному результату у продвинутого владельца того же навыка. Никогда боксёр с сорока жоскими победами не выводится в бой с учеником, никогда экзамен в школе не сравнивается с кандминимумом аспиранта. Это если брать внешнюю оценку (а раз мы сравниваем свой результат с чьим-то ещё, уже точно внешка).
И особенно если речь идёт о соревновании по шахматам, а я - скульптор. То есть, какие отношения и связи у того, во что ты собираешься ввязаться, с тем, что ты развивала всю жизнь (или значительную её часть).
Ну значит я упоротое... просто в их космогонии всё, что связано с Австралией - уже повод для гэгов.
(Кстати, пару месяцев назад обнаружила ещё одно последствие знакомства с TF: я больше не могу нормально воспринимать народ в противогазах. Меня пробивает на нервное "хи-хи" =) )
Так дело в не в том, чей результат объективно лучше или хуже - понятно, что мастер на то и мастер, и что нубу сразу на шедевр никаких скиллов не хватит. А в том, что нельзя затраченные усилия добавлять в качестве положительной характеристики к итоговому результату. Он не становится лучше только потому, что ты нуб и убил на него на порядок больше времени и сил, чем надо.
А-а. Признаюсь, я не успеваю следить за каноном настолько =)
Это да. Я сразу реагирую, второй этап - это понять, относится ли этот конкретный противогаз к делу, или меня опять выкинуло =)
*глубоко задумалась* У меня две системы работают параллельно - оценить, насколько клёво, полно и, если надо, что улучшить в следующий раз. И вторая - насколько я устала в процессе. Так что, в итоге, когда обе применяются, выходит, что я таки добавляю. Я применила старания, честно не халявила (или халявила, вот на столько *разводит ладошке*, снизить коэффициент тогда), и получила результат, соответствующий уровню навыка, затраченным усилиям и непреодолимым окружающим обстоятельствам (шёл дождь, я была голодная, но я выпила кружку чая, что взбодрило). Да, я добавляю.
Ух, сложно-то как всё. Обычно я про это не задумываюсь, а чекаю сразу текущее состояние квеста(-ов) относительно себя, плана, внешних требований и обстоятельств и качества жизни в процессе.
И да, я препод с предвзятым мнением именно по планке "честно старался как мог и много работал", а не - "выполнено в срок на высоком идейно-художественном уровне". Второе играет свою роль, но первое мне важней. Потому что я учу людей учиться, а не рисовать, как можно подумать в начале курса (ну, я так думала, когда начинала).
Во-от.
Но искренне вложенные силы мне ценнее.
А точно ли одни вложенные силы, или ещё и прогресс? Понятно, что в обучении человек, прыгнувший с первого левла на пятый, круче человека, который на этом пятом просидел на попе ровно и ничего нового не добился. Тут вопросов нет. Но ты же не стоишь над своими учениками с секундомером и не ставишь оценки по тому, сколько именно времени - безо всяких иных факторов - они затратили.
Потому что у меня есть такой встречный пример, который нам рассказали ещё на первом курсе:
Однажды Резерфорд зашел поздно вечером в свою лабораторию и увидел там одного из своих подававших надежды учеников.
- Что вы так поздно здесь делаете? — спросил Резерфорд.
- Работаю, — ответил ученик.
- А что вы тогда делали днём?
- Тоже работал.
- И утром вы работали?
- И утром, - гордо ответил ученик, надеясь выслужиться перед начальством.
- Но позвольте, — удивился Резерфорд, — а когда же вы думаете?
И перестал возлагать на этого ученика особые надежды.
Или вот моя война с интернетом на этой неделе. Не зная элементарных вещей, я потратила на неё четыре дня и кучу нервов, а могла потратить один. Пардон, воспринимать вылетевшие в трубу трое суток нервотрёпки иначе как чистыми потерями, а не поводом для гордости, не получается.
М. Это не тема ли про околачивание пальцев vs строительство дома? Есть такая тема, но - если я верно поняла вектор твоего топика - для меня есть разница между заведомо неразумным использованием ресурса ("надеясь выслужиться перед начальством" vs решить задачу/уравнение/лабораторку) и неразумным использованием оного в силу недостаточной осведомлённости. Думаю, ты можешь возразить, что недостаток оной - оплошность субъекта. А я считаю, что - по-разному бывает. Когда "я зажмурюсь и авось прокатит" - это ху*ня, как раз, опять переходим в разряд предумышленного, только оно отодвигается дальше - я не просто знал, что действую неразумно, а знал, что это происходит из-за того, что мне лень владеть информацией и разбираться. А когда ты оказываешься в ситуации, с которой не сталкивался раньше - ну, тут моя chaotic nature говорит мне: нельзя всё знать, особенно - заранее. Поэтому я совершенно иначе отношусь к твоим перепетиям с интернетом. Во-первых, грустно, ибо тебе было некомофортно по тем или иным причинам. Во-вторых, моя философия - в каждом дне есть смысл. Я никому не отдам прожитое, сколь бы неэффективна была в процессе - это моё, я там опыт получала, для меня от понятия "чистая потеря" веет такой безысходностью, какую я помню по временам своей депрессии 13летнего возраста - там этого бывало вагонами. Возможно, кстати, именно отсюда растут ноги всей этой философии "честное усилие идёт в зачёт даже при его неэффективности" - чтобы никогда не сталкиваться больше с чувством "весь этот период можно выкинуть на помойку; с собой заодно". Собственно, изрядный кус мировоззрения человека строится на том, чтобы помочь ему обходить несовместимые с жизнью состояния - эмоциональные в том числе. Отчасти - наверняка так я и действую.
И опять же, главный показатель для меня - честность. Я честно потратила весь день сегодня на игру. Это как - эффективно? Относительно каких целей? А если разобрать те мысли и выводы о себе и своей жизни, которые я делаю с помощью игры? Или отдых, который я получаю. А если посмотреть на цели в рисовании и прочих делах - тут за сегодня глухо, значит - незачот? По мне - зачот.
Гордость-гордостью - считаю, не обязательно всяким своим тактическим или стратегическим решением непременно гордиться. Повседневные дела, когда они не представляют проблемы или возникают вот так - без предупреждений и разово - моё воззрение говорит мне воспринимать их in general, как погоду. Если я вижу, что некий ком копится и решения повседневных штук не справляются с потоком - тут повод обдумать: либо нахрена такой поток, либо оптимизировать решения. А так - куда интересней удовольствия и крупные, центральные цели.
А, и вот какая штука. Даже ябсказала, генеральная. Для меня принятие своих действий (честное, с пониманием, где я лажала предумышленно, а где - по непреодолимость внешних обстоятельств, а где - наоборот, блистала) прямо связано с принятием себя. И тут есть крупный кусок большого общего жизненного принципа "и всё-таки, да". Да себе, с ошибками и стремлением к удовольствиям сейчас, со слабостями и ограничениями самого разного характера. Это тоже ниточка в прошлое, когда я говорила себе "нет", такое, крепкое "нет". И вот это как раз работало очень плохо. Никакие крупные цели, никакие генеральные задумки не было видно из-за этой стенки.
Но я не знаю, есть ли эта связь у тебя - связь эффективности действий, их не одобрения даже, а "да, окей, может, можно было б и лучше (иногда - точно можно), главное - я делала, что могла, знала это и это, тут поленилась, так что, итог-то понятен, и - окей, сделано", связь этого с самопринятием в стиле "мне можно быть".
Кстати, ещё одно: не представляю, как можно заранее знать всё. А без этого как пытаться получить от себя оптимум - не совместимо с обстоятельствами, нет?
Но у меня как-то не уживается логика "мне надо это сделать, я этого не умею - ну да и чёрт с ним, сделаю хоть как-то". Собственно, оно натыкается на встречное: если ты что-то делаешь, то делай это нормально. Особенно в случае, когда от качества твоих решений зависит чужой комфорт. Тут вообще халтурить нельзя.
Вообще, в быту как-то нет причин для существования понятий "я этого не умею". Мы сейчас не говорим о том, чтобы за три дня выучить институтский курс науки. Но быт, собственное существование... Грубо говоря: если ты не знаешь, как забить гвоздь - пойди и научись, что тебе мешает? Руки есть, голова есть и больше ничего не требуется. Проще всего завалиться пузиком кверху и причитать "а я не знаю как...". Почти так же просто сделать тяп-ляп, авось выдержит. А вот потратить несколько часов своего драгоценного времени и постараться...
А это психология и рефлексы. Когда ты начинаешь давать себе послабления в мелочах, они начинают вылезть и в серьёзных делах. Поэтому либо ты делаешь всё, что можешь - и, да, расстраиваешься, когда делаешь это плохо, даже если изначально у тебя не было данных. Или ты махаешь рукой на своё развитие в целом. Здесь нужна самодрессура без особо долгих самокопаний.
В быту есть куча причин. Например, я не умею делать электрику - и я знаю это, и не буду учиться, мне это не интересно, и у меня есть деньги, чтобы нанять человека. Так я и поступлю. И этот ползунок тоже у всех свой. Ну и выбор того, на что тратить время - тоже каждый раз отдельно.
Я так понимаю, мы разбираем основы движения ползунка "вложиться полностью в каждое дело, которое встаёт на пути" - "забить на любое из дел" и... основы выбора того, на что время тратить, так?
Потому что - или я неверно читаю тон твоего ответа - сейчас разговор идёт о крайностях, а я большую часть времени провожу где-то между этими крайностями. И решаю по ситуации. В том числе, когда дать послабление, а когда взять железной хваткой задницу в кулак (вот это картина) и идти делать трудное. Конечно, я расстраиваюсь, когда не получается или получается плохо, фигли. В том сообщении меня смутило сильное, на мой вкус, выражение "чистая потеря", и я постаралась изложить, что оно значит для меня. Если тебя, в свою очередь, смутил вопрос про "принятие своих действий", то можно его разъяснить, но это отдельная от тех ползунка и выборов штука, она про "мне нельзя быть" при любом раскладе, кроме идеального. Ползать нельзя никуда, и лучше закончиться прям тут, не вставая.
И таки повторю, мне трудно понять, как можно заранее разобраться во всём, чтобы не совершать ошибок вовсе, а мне кажется, тема про трудности с интернетом - она как раз связана с тем, чего ты не знала. Не так поняла?
Вероятно из-за этого недопонимания чую, начинаю малость злиться... Вероятно, из-за этого мне кажется, что и тебе оно как-то не напряжно, а - напряжённо. Я права? Может, стоит отложить на время?
Смотри, дело не в том, чтобы делать всё идеально и с первой попытки. А в том, чтобы делать хорошо. То есть: подумав головой и затратив определённые усилия. И всегда иметь в голове некоторую планку, опускаться ниже которой нельзя. Именно морально нельзя. Возможно, тут именно мой личный глюк, но по себе знаю, что держать ритм проще, чем ронять его и всякий раз начинать заново. Поэтому эту планку надо держать в каждом деле. Тупо чтобы не расслабляться: позволил себе не подумать один раз над мелочью - потом забудешь, как это делать в серьёзных делах. В этом смысле самоконтроль та же мышца, её надо постоянно тренировать.
У меня тут на работе есть любимые долбодятлы... Прислали очередной макетик, а там в техническом тексте куча глюков вроде потерянных запятых, лишних пробелов и общего несогласования окончаний. Когда я им на это указала, они мне ответили - прямая цитата - "Нам так сойдёт".
Моя реакция на этот ответ заключалась в паре минут ошарашенно-заикающегося "К-к-как?!". Потому что это поперёк всех моих моральных аксиом. Аксиомы же невозможно объяснить или доказать, они у тебя такие, какие есть.
Что касается твоего примера с электроникой... возможно, я несколько обобщила понятие "быт". Потому что, если дело потенциально опасно, то, конечно, лучше его доверить профессионалам. Но человек, бегающий к соседям, чтобы ему вкрутили лампочку, вызывает у меня не самые тёплые чувства. "Лампочка" - образ собирательный, может включать разные вещи в зависимости от человека. Если говорить о моей истории с интернетом, я действительно считаю, что личность двадцати-тридцати годов должна обладать достаточной компьютерной грамотностью, чтобы использовать нагугленные инструкции и, уяснив, что они не работают, либо снести поломатый девайс в ремонт, либо пойти купить новый. А не ждать, пока на четвёртый день ему это подскажут со стороны.
(В моём случае был древний (6 лет) роутер, на котором то ли намертво засел вирус, то ли он тут же ловился из сети обратно. Вылечилось покупкой более современной коробки без дыр в защите).
Так что, да, мне тоже не очень приятно понятие выкинутого псу под хвост времени, но та часть этих дней, что была потрачена на войну с техподдержкой провайдера - она не просто бессмысленная. Она ещё и вредная, ибо стоила мне нервов.
Знаешь, а про неспускаемую планку соглашусь. Вероятно, у меня проблемы с определением верхней, поскольку наличие нижней я никогда не рассматривала как отдельный факт анализа. А ведь оно было в какой-то момент, отсутствие этой планки и проблемы из-за него. Да, планка нужна. Но у меня она варьируется от дела к делу - поэтому и не отследила её теперь как отдельную категорию.
И про аксиомы верно. Четно говоря, не знаю, возмутило бы меня такое дело аналогично или нет. Иногда я могу пройти мимо таких вещей с пониманием, что это - не моё дело, не моя жизнь и делайте как хотите, иногда прям зарубает и бомбит. Не анализировала, что действует ярче, а что глуше - не требовалось, а если требовалось, были частные случаи, сопряжённые с другими задачами.
И вот, видимо, та штука, которая - разница в мировоззрениях. Я считаю, что никакая личность никому ничего не должна, в том числе, по качеству своих навыков. Есть долги перед налоговыми органами, есть долг перед прямо зависимым от тебя существом, будь то нуждающиеся в помощи престарелые родители, несовершеннолетние дети или тобой взятые под опеку животные, и есть долг, когда денег взял у кого-то с уговором вернуть. Всё. Если человек - идиот, этим будут пользоваться, и у него всегда будут из-за этого случаться события, так он либо осознает свои слабости и начнёт умнеть, либо наплюёт на всякие и любые навыки и станет хоть бомжом, хоть ещё каким дауншифтером, а также что угодно между - его право.
А вот насколько позволять себе где-то тупануть и насколько себя за это, скажем, наказать... открытый вопрос, он-то у меня и вызывает больше всего эмоций, по причине которых оно у меня выше и выходило более эмоционально, чем у тебя.
Скажем так, мне дешевле вывести из неэффективно потраченного времени сухой остаток фактов, по максимуму, от "гуглить надо внимательней вот так" до "мне в дальнейшем снова может понадобиться такой-то навык, надо выделить время на тренировки", и по максимуму же забыть все эмоции. Опять же, было время, когда я входила в пике: я совершила прокол, мне прилетело от родни (они были щедры в некий период на это), мне прилетали и логичные последствия прокола, затем я начала есть за это сама себя, а потом есть за то, что расстроила родителей, за то, что так ужасно себя ем, и не было этому конца и края до нового хэппенинга. Вот это страшно, и я это помню. А так - твою позицию, мне кажется, я поняла лучше вот щас.
Ты сейчас-то как?
Таки да, друг мой, таки да. Вот тут у нас расхождение. Я не могу сказать, что считаю человека должным кому-то конкретному. Причём сразу по двум позициям: я не хочу переносить своё мировоззрение на окружающих, поэтому в любой ситуации "Ты должен" относится только ко мне, ибо это я поставила себе такие условия. И он (я) не то чтобы должен кому-то что-то сделать. Он (я) должен не создавать окружающим дискомфорт. Если из-за отсутствия у меня каких-то навыков кому-то становится неудобно - у меня, да, "бомбит", и ещё как. Это, на самом деле, всё так же история, что поднималась в посте у Арьего про умение отказывать. Чьё удобство внутри тебя стоит на первом месте. У меня, в силу вот такой (откровенно говоря, не самой пригодной для нашего мира) психологии - окружающих.
А про эмоции тут всё ещё веселее. На самом деле, у меня с ними плохо. Не с какими-то конкретными, а вообще. По сравнению с "нормальными" людьми, у меня эмоции приглушены, а те, которые есть, всё чаще идут от мозгов. Но уж если они вылезли (особенно негативные), я их теми же самыми мозгами могу раскрутить до самых непристойных уровней. Внутри себя, незаметно для окружающих - съем себя с потрохами и не замечу. К сожалению, оно не лечится. Только контролируется до некоего уровня. Но этот дзен всё ещё выше меня.
Вот это тоже интересно - ты, получается, не слышишь свои эмоции? Или слышишь, но... м, резонируешь только с негативными? Это уже я тебя пытаю, смотри, чтобы не стало неуютно.
Не то чтобы не слышу... просто они у меня не такие яркие, как в среднем по больнице. Амплитуда урезана (опять же, насколько я понимаю; это как та ситуёвина с моим отсутствующим воображением: трудно говорить о том, чего у тебя нет). И это штука встроенная.
Что касается резонанса, это логическое последствие. Когда тебе хорошо, ты редко задумываешься, почему хорошо. А когда плохо, я (со своими великими талантами самокопания) из любой мухи сделаю африканского слона. Вот и получается, что с отрицательными есть чему резонировать, а с положительными - как-то и нет.