Я не волшебник, я - сказочник.
А вообще, я уже две недели зависаю в третьем Dragon Age. Не добила ещё даже первое прохождение, так что пока - тезисные впечатления.
0. Очень качественный ширпотреб. Игры Биоварей - это как фильмы Марвел: точно знаешь, за что отдаёшь свои деньги, и получаешь именно это. Эффектное развлечение, не более, но и не менее.
1. Игра большая. То есть, очень большая. Я как-то привыкла, что в среднем на одну игру от Биоварей уходит часов 50 со всеми допами (опыт трёх МЕ и двух DA). Тут уже отыграно 60, и хорошо если три локации зачищены полностью и ещё столько же - наполовину.
2. Пейзажи. Даже не так: Пейзажи-и-и!!! Красота какая-то неимоверная, причём на уровне художников. В последнюю пару дней поняла функциональное назначение маунтов. Как транспорт толку от них никакого, а вот по уже зачищенным локациям ездить и любоваться видами - самое оно.
2.5. После коридорных МЕ3 и DA2, подводящих тебя ко всем красотам, случайно наткнуться на какие-нибудь живописные имперские руины в здешних открытых локациях - гораздо более эффектно.
3. Компас сделан отвратительно, а всё время лазить в карту чтобы просто сориентироваться, в какую сторону бежать дальше - утомляет. Да, я казуальщик в этом плане.
4. Анимацию покрали со второй части, так и не долечив радикулит у части персонажей (адская их привычка ходить на полусогнутых). Инквизитор и Хоук - явно разлучённые в детстве близнецы (несмотря на расу), ибо мимика у ребят оди-нако-вая.
5. Фансервиса всё же многовато. Местами. Бык - очень неправильный кунари (ребята, у вас того... персонаж развалился).
6. Если про персонажей. Первый раз мне в игрушке от Биоварей хочется не просто дать одному из спутников в морду, а вот взять и уе...ть. Причём сразу троим.
7. Нормального романа ГГ-девочке так и не додали. Для мальчика вижу два оптимистичных варианта, облизываюсь на них для последующих похождений.(По старой памяти всё равно склеила своей девочке блондинку).
8. Во всей Инквизиции два нормальных адекватных мужика. Один - бро, второй - гей.
8.5. Этот неловкий момент, когда понимаешь, что один из твоих любимых персонажей на досуге пишет порнуху...
9. Даже дипломатичный ГГ обладает позвоночником. По сравнению с Хоуком - ура-ура! Играю почти-хаот-гудом, на дальнейшее прохождение планирую типичного лауфул-нейтрал хмыря.
10. За счёт объёма и сюжета кажется, что внутрикомандных отношений стало меньше. Немного не хватает боевых кличей от сопартийцев. Нет, они есть... но мало.
11. Скайхолд - ещё одна красота невероятная, интереснее даже "Нормандии". Первое изучение заняло три часа, а оно ещё и регулярно достраивается.
12, Финально-печальное: для таких игрушек у меня устарела видюха. На высоких настройках выжимаю 18-20 fps, а жертвовать красивой картинкой не хочется. Сегодня глянула, сколько стоит новая приличная видеокарта... морально готовлюсь сделать себе такой подарок на Новый год.
Ну и немного картиночек:
Собственно, Инквизитор. Эльфийка-маг, то ли хаот-, то ли нейтрал-гуд. Веснушки!
Дрим-тим. За исключением личных квестов, в составе меняются только воины.
Инквизитор и её блондинка, иллюстрация классического "Опять всю ночь бухал?". А ведь я знала, что не стоит связываться с блондинками в меховых боа... Но на фоне сурового кунарийского бдсм он показался меньшим из зол.
- Эльфы мать вашу, что вы делаете, вы же добрые...
- Не мы не добрые, мы светлые.
0. Очень качественный ширпотреб. Игры Биоварей - это как фильмы Марвел: точно знаешь, за что отдаёшь свои деньги, и получаешь именно это. Эффектное развлечение, не более, но и не менее.
1. Игра большая. То есть, очень большая. Я как-то привыкла, что в среднем на одну игру от Биоварей уходит часов 50 со всеми допами (опыт трёх МЕ и двух DA). Тут уже отыграно 60, и хорошо если три локации зачищены полностью и ещё столько же - наполовину.
2. Пейзажи. Даже не так: Пейзажи-и-и!!! Красота какая-то неимоверная, причём на уровне художников. В последнюю пару дней поняла функциональное назначение маунтов. Как транспорт толку от них никакого, а вот по уже зачищенным локациям ездить и любоваться видами - самое оно.
2.5. После коридорных МЕ3 и DA2, подводящих тебя ко всем красотам, случайно наткнуться на какие-нибудь живописные имперские руины в здешних открытых локациях - гораздо более эффектно.
3. Компас сделан отвратительно, а всё время лазить в карту чтобы просто сориентироваться, в какую сторону бежать дальше - утомляет. Да, я казуальщик в этом плане.
4. Анимацию покрали со второй части, так и не долечив радикулит у части персонажей (адская их привычка ходить на полусогнутых). Инквизитор и Хоук - явно разлучённые в детстве близнецы (несмотря на расу), ибо мимика у ребят оди-нако-вая.
5. Фансервиса всё же многовато. Местами. Бык - очень неправильный кунари (ребята, у вас того... персонаж развалился).
6. Если про персонажей. Первый раз мне в игрушке от Биоварей хочется не просто дать одному из спутников в морду, а вот взять и уе...ть. Причём сразу троим.
7. Нормального романа ГГ-девочке так и не додали. Для мальчика вижу два оптимистичных варианта, облизываюсь на них для последующих похождений.
8. Во всей Инквизиции два нормальных адекватных мужика. Один - бро, второй - гей.
8.5. Этот неловкий момент, когда понимаешь, что один из твоих любимых персонажей на досуге пишет порнуху...
9. Даже дипломатичный ГГ обладает позвоночником. По сравнению с Хоуком - ура-ура! Играю почти-хаот-гудом, на дальнейшее прохождение планирую типичного лауфул-нейтрал хмыря.
10. За счёт объёма и сюжета кажется, что внутрикомандных отношений стало меньше. Немного не хватает боевых кличей от сопартийцев. Нет, они есть... но мало.
11. Скайхолд - ещё одна красота невероятная, интереснее даже "Нормандии". Первое изучение заняло три часа, а оно ещё и регулярно достраивается.
12, Финально-печальное: для таких игрушек у меня устарела видюха. На высоких настройках выжимаю 18-20 fps, а жертвовать красивой картинкой не хочется. Сегодня глянула, сколько стоит новая приличная видеокарта... морально готовлюсь сделать себе такой подарок на Новый год.
Ну и немного картиночек:
Собственно, Инквизитор. Эльфийка-маг, то ли хаот-, то ли нейтрал-гуд. Веснушки!
Дрим-тим. За исключением личных квестов, в составе меняются только воины.
Инквизитор и её блондинка, иллюстрация классического "Опять всю ночь бухал?". А ведь я знала, что не стоит связываться с блондинками в меховых боа... Но на фоне сурового кунарийского бдсм он показался меньшим из зол.
- Эльфы мать вашу, что вы делаете, вы же добрые...
- Не мы не добрые, мы светлые.
З.Ы. До меня тут дошло... Ты же на "Чужака" один раз ходила, да? И без Вив?
Тогда ты не видела самого страшного, что тебе могут здесь предложить. То, после чего на все дыры в обоснуе я смотрела сквозь пальцы
намертво прилипшего фейспалма, потому что после этого придираться к логике уже бессмысленно. Хочешь, найду тебе на ютубе?Боги, упасите меня от повторного погружения... А что Вив? Я ток слышала, что она чуть ли не единственная, кто как-то шевельнулся про отваливающуюся лапку (про Павуса момент вспомнила, действительно, что-то было, но оно меня тогда не убедило просто)
//с осторожностью Ну, показывай.
С Вив у меня появилось чёткое ощущение, что внезапно поимели не меня (что как бы уже и чёрт с ним), а моего персонажа. Ибо вот.
А теперь представь себе вполне себе брутального мужика Инкви в таком положении и соответствующем костюме. Причём отмахаться от положения не дают вообще никаким боком. Уж не знаю, шевелится она с лапой, не шевелится - мне к ней после этой сцены банально стало страшно подходить, не то что с собой на миссии брать.
Штоб. Меня. Черти. Рвали. Это что за бред резиновой кобылы?
Развернули. Поимели. Много смеялись. Убежали в туман, оставив... нет, это даже не смешанные чувства, это одно звонкое "Бл*" в голове. Это вывело меня на какой-то новый уровень ощущений от Аги. Пойду, усну из этого стррашного мира.
штановнаверное нет.This is Biowa-a-are!
Кхм. Ну, в общем, ты меня поняла, да? После этого какая уже логика, какой обоснуй... Оно само по себе - трындец эпический, а когда вместо чьего-то левого героя подставляешь своего, любовно взлелеянного и старательного выструганного, становится как-то совсем грустно. Ибо, повторюсь, отмахаться от этого низ-з-зя. Вообще никаким боком. Демиурги, где те счастливые дни, когда главная проблема с Вив заключалась в том, что её просто забыли написать?
Вообще, чем больше думаю, тем сильнее убеждаюсь, что "Чужака" писали под вполне конкретного Инкви: девицу-Трев благородных кровей (воин или рог) на романе с всея блондинкой. Грозную грозу всего, что шевелится, и мягонькую тряпоньку под ногами компаньонов. Это единственное имеющееся у меня логичное обоснование происходящего кошмара.
Какое счастье, что моей единственной проблемой с ней было то, что я её попросту не нашла. Жуть какая.
Щас ты будешь смеяться, ща-ас. Пушо из твоего списка у меня в Инквизе было всё, кроме, как мы понимаем, колючевых пунктов, грозы и тряпоньки. И это (ты помнишь, как меня таращило) и есть главное, а главное, оно в голове игроков и нигде иначе. Пушо комбинация "нежная эльфка, глядящая всем в рот, но с шилом в виде гордой кочевой жизни", она тоже козырная, при романе с лысым. Я ради интереса начинала этот, прстити, роман, угу. И бурнейшая реакция именно таких игроков была первым развёрнутым отзывом, который я нашла в англоязычном фандоме в ночь после прохождения Чужака Тревельяншей. Наивная, я искала тех, кого разрывало от возмущения и алогической поиметости. А нашла пенные восторги и чистые слёзы тех, кому Волчанка не дал
Гляди ка, меня догнала тогдашняя моя сентябрьская бомбёжка
Ну-с, я выпила кофейку, оттопырилась в своё мякком кресле и готова предаваться масштабному разврату. Пушо иначе это не назвать.
0. Интро
Моё выступление будет а). перегнуто местами и б). полнО стенаний и фейспалмов. Но я скорблю не столько об отнятой у меня сказке (в конце концов, это мои ожидания и мои проблемы, что они не оправдались, БиоВари даже если обещают жениться, всё равно дело заканчивается в духе Изабеллы), сколько о том, как мне не по душе тот модный мейнстрим, который я тут наблюдаю. Потому что в рамках мейнстрима оно прекрасно, логично и очень качественно сделано. Я буду скорбеть о суровой логике адекватности, прозрачности и открытости отношений, функциональности целостного мира и всём том, контакт с чем у современного молодого горожанина не только не одобряется, но и тщательно разрушается, в угоду не особо интеллектуального потребления, включения его в экономический оборот и в такие способы структурирования времени, при которых недостаток лайков под постом с фото еды становится неиллюзорно важным. Я не одобряю этот аспект мира, и я точно буду сгущать краски и грести всех под эту гребёнку, умышленно обобщая (ясно же, что не вся аудитория такова), а скорбь моя в том, что я вот хочу разделять радость сложных структур и строго впаянной в физический мир логики - с максимальным числом людей. А таковых оказывается не много, благодаря стараниям (среди кучи других) Варей, ставящих на секс и инфантильную экзальтацию, на самые очевидные из коммерчески выгодных удовольствий. Мне не нравится эта часть мира и я устала бороться в себе с её неприятием. И даже поняла, почему. Вещи, которые я ценю превыше прочих - близость и структурное разнообразие логики - невыгодны и отвергаются. При такой эмоциональной пене и переломах позвоночников ни о какой прозрачности и открытости отношений нету речи. При таком стерильном и вычурно-красивеньком окружении честные опасности и последствия ошибок не являются игроку, а значит, ответственность и умение думать о стратегии (а не только о тактике) - не требуются. Но я же и оправдываю Варей. Они делают продукт в мире, где важен товарно-денежный обмен. Мои идеалы, будем честны, они может и интересные, но не выгодны популяции в её нынешнем виде, а значит, эволюционно сейчас - Вари рулят. И они делают это хорошо.
Мне вспомнился момент в “Страже! Страже!” Пратчетта. Там Ветинари объясняет Ваймсу, что миром не могут править хорошие люди. Они могут только свергнуть плохих людей и … всё, у хороших людей нет плана и способностей управлять, но оные есть у плохих:
Lord Vetinari: There are not good and bad people... There are always and only the bad people, but some of them are on opposite sides.
Captain Vimes: Did you really mean all that, sir? About the darkness in the human soul and everything?
Lord Vetinari: Indeed. It is the only logical conclusion.
Captain Vimes: But you get out of bed every morning?
Lord Vetinari: Hmm? Yes? What is your point?
Captain Vimes: I'd just like to know why, sir.
Lord Vetinari: Oh, do go away, Vimes. There's a good fellow.
Я взяла и расширила это дело до всего мира, и мош я так зря, посмотрим.
А теперь к делу.
Миф, над фразой "натягивая сову фантазий на глобус предложенного обоснуя" я тащусь уже не первый день, это шедевр из области каких-то прекрасных восточных сказок, при том старой закалки, когда они были так вот живописны и прямолинейный. Не заказать ли у знакомых хейндмейдеров маленький глобус с полунатянутой на него совой? =))))
Оба подхода, помогающие хоть как-то обосновать бред, извергаемый Соласом, как в поступках, так и на словах, я восприняла и даже да, вижу в них смысл. Но молодое чудо "геймдизайнер", которое завелося во мне недавно, но в силу моего первого образования очень сильнО логикой - чудо это обло, озло, озорно и лаяй над всем этим.
В тех комментах я вспоминала бога Старших Свитков, бога, безумие которого и является его функциональной чертой. Можно вспомнить любого другого крутана и мага, например, Саурона. У Саурона функциональная черта какая? Предательство. А какая функциональная черта Волчанки? Он зачем? Мы же с тобой знаем, что каждый персонаж зачем-то. Я считаю, что Волчанка - это рояль. Та самая машина, из которой вылезает помянутый Олдями бог. Затычка всем поворотам сюжета и любому изгибу сочных подробностей генеральной линии, которые только понравятся игрокам. Функция Волчека - вне-, над-сеттинговая, он спаивает своей взбалмошностью все нестыковки сюжета, вылезает из слишком широких щелей логики, прикрывает сверкающими колготками любые прихоти сценаристов. Сделанные, ты сама сказала, для того, чтобы максимально удовлетворить игроков.
С этой позиции я вижу логичным любое объяснение. Если ты помнишь, барышня-оппонент в том моём споре про логику говорила что-то о застравшем в голове Соласа другом боге - или даже богах. Да на здоровье.
У него нет внутри-сеттингового основания характера, того самого позвоночника. Сейчас постараюсь объяснить. Есть вне-сеттинговая функция, штопать кривые повороты сюжета. Построение сюжета - вне-сеттинговая задача, как, например, Олдёвские приёмы плетения параллельных линий в их романах - это вне текста. Внутри текста - это то, что происходит с героями, логика сеттинга. И вот внутри волчанка участвует и в логичных, и в не-логичных постановках. Например, да, меня сильно уливило, что Кэс в самом начале так легко поверила какому-то бродячему магу. Но на её глазах он поучаствовал в закрытии сначала мелких разрывов, а потом и разрыва побольше. Логично, что ему позволено остаться и, пока он ведёт себя хорошо, помогать. А он ведёт себя хорошо. А вот вся ветка с “я убью вас и срать мне на ваше желание, на желание эльфов и ваще” (ты с ним эльфом не общалась? Он с брезгливостью говорит о нынешних эльфах, так что, чихать он хотел на их там пожелания - ему нужен назад его мир regardless) и потом “ой, ну давай я тебя вылечу, бедная ты скотинка, руку придётся оторвать, но ты ещё поживи чутка, да и все вы, нелепенькие”. Тут ты строишь теории на основании, минуточку, вне-сеттинговых доводов о природе божественности (нигде в лоре Тедаса я не встречала посылок, аналогичных устройству наших богов, богов с Земои, это посылки только нашего мира, внешнего относительно Тедаса - но поправь меня, я могу ошибаться), та же барышня-оппонент приводит доводы, которые тоже слабо выражены в структуре мира, данного мне геймдизайнерами. И эти нестыковки лечатся двумя вещами: вне-сеттинговой функцией рояля в кустах и притягательной драматичностью образа волчанки (его эта мимика, не зря моделлеры и аниматоры так упарывались же, всё это сделано и сделано очень чётко в рамках требований “этот персонаж должен вызывать сейчас такие чувства, а потом другие, но драма фоном быть обязана”. Возвышенная тоска об утраченном величии - господи, да это в “Каменном хлебе” половниками ешь, это же классика жанра (ты же читала?), неустаревающая.
В итоге, Солас удобнее всего с капризно-страдательной внутри-сеттинговой функцией со скачущим вектором, и хвала богам, что Вари остановились хоть на чём-то. А то у меня было полное очучение, что фанфик пишется - мы тут героя придумали, сияющего бога, потерявшего свой мир и стррадающего по славным денькам, но пока не знаем, как оно пойдёт, посмотрим. Сейчас я пока не обосную, почему то, что должно было стать детективом, воспринимается у меня как “ой чот мы сами не знаем, что это за персонаж, а, ну вот, он - загадошное стихийное божество и на голову не очень поэтому ясный”. Или посылки нечёткие, или я их не считала.
Из сердешного. Неадаптивная личность, не способная ни повернуть себе на пользу новые условия, ни последовательно бороться за свои идеалы против оных условий, не может считаться зрелой и не вызывает у меня уважения. Это я к логике и мотивации 15летнего подростка, по которым Олди же проходились. Сколько-сколько лет ему? А, ну, конечно, взбалмошный бог-травматик, какие уж тут ожидания? Сорян. Ибо последовательной логики персонажа не заложено. И это не баг, а фича, угу.
“Весь мир прогнули под Инкви, а Инкви прогнули под Соласа (вон даже на колени поставили и оставили стоять). Что уж тут какие-то заблудшие эльфы.” Точно.
А что, многое объясняет. То, что это напоминает мне костыль такой же логики, как и у Соласа, это штош: а как бы нам сделать так, что есть, значит, баба рогатая, но она - воин (в Кун так нельзя, значит, наверное, она изгой? записали), но у неё армия (откуда? Разрозненные Тал-Вашоты? Многовато их, конечно, не знаем, как она столько собрала, но так надо), но они тупыыые (иначе их не победить априори, а нам надо победить).
Война империи с Куном выглядит вполне логичной, тут я особо не переживаю - только почему после возни Васи Павус, знавший обо всех подробностях вооружения и векторе интересов, не предупредил своих? Что значит это из финальных титров “Кунари застали империю врасплох”? Какой такой “расплох”? После твоего изящного “они просто идиоты” этот момент - единственный остался в тайне.
Меня что печалит? Вне-сеттинговые игрища с кунарями. Никого, кажется, так не гнули под игрока, хотя эльфов малость трахнули, конечно, но рогачи, видимо, так зашли публике, что решено было извернуть их и вовсе наизнанку. Ибо если они идиоты, то откуда все эти чудеса инженерии? Что заставило нацию так быстро прогрессировать по линии производства, регрессируя обычной стратегической логикой (я даже не о военной стратегии, хотя нация-то религиозно-милитаристкая, а об умении просто думать на шаг-два вперёд)? Например, Китай - всё-таки на руководящих постах там люди соображают, как ставить ногу дальше. А тут - Вася, светлая голова, с настоящей кучей народу ещё более тупого.
Для меня по-прежнему загадка, как кунари оказываются там, куда Инквиз может залезть только благодаря уникальной (тм) завесной магии? Это уже к геймдизам, которые знали, что игроку на это покласть, лишь бы экшон.
Есть три слоя диалога в произведении: внутри-сеттинговый с персонажем игрока (то, что знает главный герой о мире), внутри-сеттинговый с игроком (то, что не знает персонаж, но знает игрок - то, что показано в кат-сценах, например, я-Анда знаю, как шёл допрос Варрика, а я-Инквиз этого ещё не знаю), вне-сеттинговый с игроком (мы прочли в ваших Тумбах, что вам нужны рогатые бабы воены? Ути-пусеньки, вот вам!). Удалением множества позвоночников (вне-сеттинговая хирургия со слабым внутренним обоснуем) они выводят вовне даже первые два типа диалогов для тех игроков, для которых логика и сложная структура являются способами поверить в мир - ну вот я, например, не верю больше. Помню, мы беседовали о том, что я понаивнее тебя буду, и верила дольше, на начало третьей Аги всё ещё старалась держаться внутри. Но натыкалась на швы и грубые нитки. Эти нитки - внешние и даже не диалог со мной-игроком. Это диалог со мной - фанатом игры. И в манере, которая мне не нужна. Поэтому и только поэтому мне жалко кунарей. Задумка была уж больно мне симпатичная. Такая жесткая структура, такой простор для маневра в строгих ограничениях. Если помнишь, есть момент, когда Солас рассказывает о видении пекаря-кунари, когда тот намеренно искажает рецепт, чтобы найти хоть тут чуток свободы, продолжая быть в Кун по самые кончики рогов. Это красиво. Превращение кунари в сборище идиотов там, где это нужно для выставления персонажа игрока героишшем и ухх - это выход за сеттинг и продажность.
3. Прогиб.
Твоя логика о внутри-сеттинговом обоснуе вполне крепкая, не буду тут много спорить. Выглядит убедительно и плевать, что это - частный случай характера.
Однако, мы-то знаем… =) Хронология и несопоставимость масштаба сцены с масштабом конфликта (Корифей - куча работы, разведка, военные операции в количестве, и даже учитывая то, что у Инквиза уже есть и средства, и личный состав, Вася - это не просто чих, тем более с магией и порохом) продолжают сбивать меня, но тут есть и личный момент.
Для меня это так сильно пахло фанфиками и мери-сью не просто так. В мелкой юназде я, знаешь ли, писала фанфики. Их никто никогда не увидит, но они есть, как тот суслик =) И вот там приём “раздуть проблему до патовой и свести все концы в точку одной великой личности, ассоциируемой со мной, которая мановением ресниц разрешит эту ситуацию, продолжая скучающе сидеть на диване с бокалом в руке” - этот приём я там придумала. Забить на хронологию и логику, на возможности и совпадения, свести всё именно к этой личности и её невыразимой прекрасности - знали, практиковали. Устыдились и забросили. И тут - вот оно.
Насколько не делает чести этот приём, я поняла по своим текстам много лет назад. Не потому что “так не бывает” даже (ну, если ты сын\дочь олигарха, в нашем мире тебе бывает и не такое, в рамках сеттинга, конечно, но бывает), а потому что оно не затрагивает ничего хорошего в душе, кроме нарициссической части детской личности, которая при нужных травмах, не таких уж редких среди нас, распускается в такое, что очень плохо выглядит. Это личный момент, и он сильно меня вынул. Да и не хочу я, чтобы меня лизали в таких местах.
Сначала про руку, тут больное. Смотри. (У меня была бабушка, которая вела себя точно так же, как твой рыжик). Я знаю, что характер этот - не самый редкий (типа, ничо-ничо, кровь остановится, а тут война) и не самый уж плохой. Функционально, хотя не всегда успешно, но в целом, понятно, особенно в рамках критических обстоятельств. При обоснуе “оно стало хуже только из-за того, что я тут с вами по переркёсткам шарюсь и пуляю зелёненьким” вполне логично то, как быстро и стремительно всё это движется.
Что расстраивает:
1. А если у меня характер Инквиза другой? Слабо вам было чуток логику подкрутить у сценария и диалогов? Но нет, он не должен быть другим, я помню. Моя Тревельяшка была максимально резвого и прозрачного склада. Она выбрала, кому доверять и шла к этим людям с каждой мелочью, которая могла в перспективе угрожать общей цели (а как носитель уникальной зелёной херни она очень ответственно к себе относилась). Иллюзий собственной всесильности у неё не отросло, и своя жизнь - лучшее и самое ценное, что у неё есть, тем более с зелёной хернёй. И что?! И ничего, нам бы драму, а не вашу скучную разумность - а с болячками это вообще носиться нельзя, это даже стыдно, мнительная вы, барышня. Нук го геройствовать и самоубиваться!
2. “Ах, если б ты сказал об этом раньше, ой-ой” - ну, херли, вот я теперь сказал(а), а они сидят на своих жопах и грустять. Поднять хоть одну, попытаться сделать хоть что-то? Ах, говорят они там что-то, надо, мол, отыскать кого-то, ах-ах. Мне достаточно 1-2 сцен с любым магом-лекарем или другим роялем, сделанным для этой только цели, чтобы показать, что что-то, мать его, делается (пусть безуспешно, я в это поверю, мне симпатична вообще составляющая метки - я писала, убедительно мне это всё)! Твои слова о “Делают они что-то за его спиной или нет - вопрос открытый” не лишены логики, но снова - есть законы детектива как жанра - расскажи читателю, не рассказывая игроку, покажи мне что-то, чего не видит Инквиз - и вот она, логика, которую ты потрудился мне достроить, пара дней работы аниматоров и сценаристов, два часа на дубли озвучки. Ах, конешнош, я ж фанат игры, я сама додумаю, а вообщет думать вредно, пойду лучче меткой пуляться, уиии.
Угу.
Про Вив я всё никак не отойду. Даже начинать разматывать этот клубок с тем, как Вари ловко завязали позвоночник средневековому (ок, поздне-средневековому) сеттингу, чтобы угодить нынешним инстаграммерам.
Обобщаю, внимание, опять я за своё, но не могу не, тут у нас high-style подборки; как и сама игра, хорошо сделанные, эффектные, примечательные и меткие, но… инстаграм.
uk.pinterest.com/pin/572449802618292618/
uk.pinterest.com/pin/572449802618292616/
uk.pinterest.com/pin/572449802618292615/
О сопартийцах же в целом. Это опять вне-сеттинговые заигрывания с “мы прочли все ваши Тумбы, глянули фанарты и мемы, и сейчас выдадим каждому по статистике его”. Это не диалог с персонажем игрока и даже не с игроком, это опять диалог с фанатом игры. С неким средним. С большим числом в этой самой статистике. Увы, не с нами. Обидели мышку, написали в логику и мотивацию, поломали хребетики персонажкам, перешили картонные ручки-ножки в нужные места. Печальное зрелище.
Про оптимизм, который в титрах, и то, что цели нет. In general, соглашусь. Мне не хватило этого чувства пиздеца, да, а ещё мне не хватило деятельной сосредоточенности, которая есть, наверное, противоположность недалёкому этому оптимизЬму. Мы делаем дело, готовимся если не к переговорам с богом, то к войне с ним (у нас есть опыт подобного, но его может не хватить), мы поддерживаем связи и копим вооружение, мы исследуем то, что узнали о магии завесы, мы ведём политику так, чтобы ни одна часть накопленной силы не осталась без внимания, и укрепляем то, что не успели укрепить во время кризиса. Мы закалились, но этого оказалось мало, и мы продолжим, на кону у нас мир, и пока ещё есть щедро выделенное взбалмошным богом время - очень маленькое, учитывая пусть и магию, но и реалии нашего позднего средневековья. (By the way, раз руки у Инквиза больше нет, то завесная магия и порталы какбэ где? Это же такая мощь, я не устану за это цепляться, такая силища для средних веков с их мэээээээдленным транспортом войск же, ну!! А не важно, наши маленькие радиослушатели, не важно, разве в этом дело, вон Каллен с собакой - ну разве не мило? *у Анды бомбануло* Бляаааааа >.< )
5. Ну тут и про мобильник, Марвел и прочее.
Милые примочки, лихие повороты и бубух ради бубуха - это же целая индустрия. Развлекательная, и она всегда будет. Но в ней есть то, что меня пугает. Его немного, и проявляется оно не так густо, чтобы прям хвататься за голову. Но я вижу вот что.
Накрученность отношений и поломанные позвоночники очень хорошо вписываются в современные реалии, где красивый секс или разухабистые тусовки (если секс так или иначе не выбирается как способ структурировать время сообща) важнее простой и прозрачной близости. Близость - её хрен запихнёшь в сценарий, хрен её произвольность и многоранность заанимируешь, наслаждаться ей - трудно и требует гибкости, это напряжно для сценария и программистов, и это не модно с точки зрения потребления. Красивый секс или загульные тусовки - это экономика, это сочно, за это платят деньги; близость же, как мы вот с тобой давеча выяснили, требует пяток конфет и дачную кухню в качестве локации.
[ Серьёзно, Миф, это было прекрасно. Я давно так не расслаблялась и не вспоминала, что друзья прекрасны в первую очередь полным доверием и возможностью заняться общими феерическими глупостями, которые нельзя разделить ни с кем, кроме близкого. Я не могу это лишний раз не сказать, в любом контексте. Это мне вообще жизнь освещает. ]
Логика, контакт с законами физики и способность отвечать за свои поступки? Сейчас это эволюционное требование больше не является обязательным. Стерильное общество способствует разделению ответственности, возможности заявить на любой жёсткий контакт с реальностью - что это не я глуп, поверхностен или провокатор, а это тут меня обидели, обманули или попрали мои чувства верующего, ограниченного, женщины или негра, и оп: можно вообще ничего не делать, не решать и не думать. Зато красиво и инстаграм.
Я обобщаю. Я сама драматизирую и сгущаю. Это игра Драгонага, а я занялась тем, чтобы выкопать в ней болячки общества, уохохо. Да, на самом деле, большую часть времени я далеко не так серьёзно отношусь к этим всем явлениям и мне плевать на то, чем и как развлекаются всякие там другие люди - это их дело. Но когда я в игре вижу вот эти маркеры, пусть вижу их только я одна и притягиваю за уши тоже, меня это дёргает и я хочу этим поделиться (опять же, с кем же ещё как ни с тобой?), и для целей изложения выпячиваю их и концентрирую. Ну опять же, есть роман с Павусом, есть умелый дизайн локаций и хорошие характеры (щас чот задумалась, кто с позвоночником-то остался? =)))) Но тухлецой несёт, вот я её за ушко и на солнышко. Как тема для разговора - и кстати, если она не нравится, я никак не обижусь и легко её оставлю, ограничившись чисто сеттинговыми беседами. Когда меня гнёт на социальные темы, это не всегда может быть интересно. Но я всё равно предвкушаю, потому что помню-таки наш напас про Жука =))))
Это ж игра. Если взяться и писать обоснуй по Скайриму, выйдет ещё смешней (даже по ДС можно чутка накропать), там драконы летают, война, а ты бегаешь и цветы собираешь, как минимум.
Но если воспринять тот насупленный пафос, с которым в этой игре всё говорится и делается, как условие игры уже с игрой, хех, то и получаются все эти размышления. Так что, выходит, что бомбление происходит именно из-за него. Тоись, в этой серьёзности-то и есть всё дело. Я чот только щас этот фокус поняла.
Но мне будет в чём с тобой не согласиться. Ты делаешь из меня страшного человека: защитника Биоварей и их кошмарных творений
После - непременно. Я, кажется, надумала всё, что хотела, и мне есть что вывалить на твои ещё недостаточно замученные уши
Я тоже много что надумала. Среди него главное, что меня, похоже, занесло. Но это не значит, что я не отвечу за наколочку =)) Отдыхай, приходи в себя и - удовольствие беседы всё наше.
По зрелому размышлению поняла, что буду не столько спорить с тобой (спорить с тем, почему кому-то что-то встало против шерсти - оно странно; ну не буду я тебе объяснять, что тебе чувствовать). Скорее поделюсь тем, почему замеченные тобой вещи меня либо задели слабее, либо я их и вовсе без стороннего прицеливания не увидела. Так что такой обмен мнениями. К тому же ты сама уже не раз говорила, что местами перегнула палку (оно и логично: трудно что-то доказывать, когда стоишь на той самой "золотой середине"; ну не уговаривать же всех жить дружно).
0 (и он же получился 5). О Биоварях, их влиянии на неокрепшую психику потребителей и only business.
Да, здорово было бы иметь игрушки, в которых во главу угла поставлены здоровые отношения адекватных людей. Ещё здоровее было бы, если бы такие игрушки были модными, красивыми, с тысячей полигонов и доскональной анимацией мельчайших деталей. И уж совсем было бы замечательно, если бы в подобные игры с удовольствием играли все подряд.
Но. Фишка в том, что игрушки, удовлетворяющие первому пункту, у нас уже есть: есть Ларианы с Дивинити, есть Обсидиан с PoE, есть даже четвёртые Герои, где были на удивление приятные персонажи. Со вторым и третьим пунктом хуже, подобные вещи всё-таки нишевые, что на данном этапе развития игростроя порождает замкнутый круг: "мало" игроков -> мало денег -> скромная визуальная составляющая -> "малая" привлекательность для людей не из ниши. Но сам факт их существования? Неоспорим.
Биовари делают другие игры, с другими целями и другими способами доставления игрокам удовольствия. И, знаешь, я буду отстаивать мнение, что игры нужны всякие: и умные-душевные, и глупые-красивые и даже сахарно-приторные, где тебя любят пятый раз за день, хотя ты соглашался только на три. Просто потому, что любой человек - существо многогранное. И если ему в один день хочется моральных глубин и качественного лора, то вполне нормально на следующий день хотеть сахара и кровищи. На этом моменте я могу вспомнить, как несколько месяцев тому назад с равным удовольствием - и интервалом в дюжину часов - смотрела последний оскаровский Spotlight и "Дедпула".
Посему я всеми лапами за роскошь выбора. А чтобы этот выбор существовал, кто-то должен идти на Кикстартер за 70 000 игроков, а кто-то - на рынок за 4-5 миллионами. Потому что, такая штука, обеспечить мне красивую картинку Биовари смогут только в том случае, если на неё заработают, а для этого им нужно продаться публике, на порядок-другой по объёму превышающую публику PoE.
Про картинку ещё отступлю: я трезво понимаю, что широчайшую кастомизацию и, как следствие, возможность вылепить идеального для себя персонажи, Биовари прикручивают на деньги ровно тех же нескольких миллионов игроков. И вот персонально мне эта возможность позволяет закрыть глаза на многие странности их игр. Для кого-то это мелочь, а мне свой собственный, более или менее реалистично двигающийся, говорящий и корчащий морды чар - одно из главных достоинств биоваровских игрушек. Ибо кроме Биоварей никто этой возможности мне раньше не давал.
И ещё немного отступлю про зашкаливающую драму. Плохо? Плохо. Зато только в таком атмосфере весёлого трындеца будут органично смотреться некоторые сюжетные ходы, за которыми я (и я понимаю, что это вполне тянет на дурновкусие) с удовольствием наблюдаю. Какой-нибудь с ядерным грохотом поехавший кукушечкой персонаж будет смотреться красивым трындецом только в мире, в адекватность которого трудно поверить. Если у всех будет адекватная социализация, кто мне красиво постучит латной перчаткой по дубовому столу?
Да, это всё здорово похоже на only business. Только вот такая штука. Я готова закрыть глаза на "больную" социализацию и кривую психологию в играх Биоварей. Потому что у них есть то, чего не было, например, у помянутых тобой "Чар": возрастной ценз.
На драгонаге ясно написано: 18+. За задницы ли, спорную кровищ-щ-щу или ещё что - без разницы. Это игрушка не для детей, а для людей, у которых с точки зрения общества уже должны отрасти свои мозги. Отрасли или нет - отдельный вопрос, но он не к Биоварям, а к государству, которое установило именно такой возраст совершеннолетия - возраст ответственности за самого себя. "Чары" ездили по мозгам детям, и за это их можно и нужно больно бить. Драгонага своих драматично-больных уродцев подсовывает взрослым людям, которые, вообще говоря, должны трезво понимать, что подобные игрушки - не справочник по социальным взаимодействиям с реальными людьми. А если не понимают... честно, в таком случае у меня больше вопросов к игрокам как людям, чем к авторам игрушек, в которые они играют.
Ну а теперь к вещам конкретным:
1. Волчанка.
В защиту своей теории "Волчанки-бога" и его стихийного поведения всё же немного выступлю. О том, что он бог (ну или был богом - тем самым, что gods с маленькой буквы) нам говорят в открытую. При этом Драгонага вполне логичным образом использует привнесённые из нашего мира штампы и обобщения. Мне кажется довольно логичным считать, что если нам не сказали прицельно "Не, ребята, вот конкретно этот момент в Тедасе отличается от того, что представляется при стилизации под типичное средневековье/17 век/Римскую империю" - я буду считать его стилизацией под типичное средневековье/17 век/Римскую империю. И когда нам говорят gods, не уточняя, чем они отличаются от общепринятого в европейской культуре понятия - давай считать их вот такими общепринятыми воплощениями стихий.
Волчанку штормит? Не могу сказать, что так уж прицельно обращала на это внимание. Поскольку как персонаж он меня не зацепил (тот редкий случай когда я не только сама не вижу в чаре чего-то привлекательного, но даже и сухой логикой не могу объяснить, что в нём видят другие), то к его мотивации и функциям я не присматривалась. Для меня он сейчас находится в не самой интересной категории: капризный нёх, 1 шт. Не особо умный, ибо, как и кунари, больше частью тупо реагирует на события, а не пытается их простроить-предсказать. Не очень ясный - масштаб его сил нам так и не уточнили. Несколько косплеющий уже имеющегося у нас антагониста в виде Корифеюшки (тот тоже хотел вернуть былое величие своего народа и для этого раскандыбать полмира). Типичное такое злодейко для следующей части. На полшажочка глубже Тёмного Властелина, делающего "Мву-ха-ха", но это как бы сейчас уже не показатель.
В чём его функция? Побуду оптимистом и предположу, что в наглядной демонстрации того, до чего доводит радикальная позиция "Раньше трава была зеленее". Как ни странно, но во всех агах довольно яркой нитью проходит тема реформ общества. Логично, что для контраста нам выделили консервативную силу, этим реформам противодействующую. А что эта сила - не очередной инфернальный сви... древний магистр, а вроде как "коварно замышляющий" свой - оно для пущего драматизьму.
Немного ещё подумала над своими прежними размышлениями, вываливаю по порядку:
Вася - определённо не "серая", отсюда у неё и армия. Почему баба-воин? Тут я сама не уверена: а она реально воин или руководитель операции в целом? Потому что там помимо управления вооруженными силами явно и научно-инженерное подразделение присутствует с драконом в качестве реактора. Барышни же в Кун как раз на управленческих и исследовательских должностях. В качестве командующего Вася вроде как логике не противоречит (вон, какой талмуд с собой таскает всё время
Кстати, вот абсолютно не помню: когда со Стэном обсуждаешь, что женщина не может быть воином, какое слово там используется? Solder? Warrior? Ещё что-то? Потому что трактовать можно гибко от: "Не может брать в руки оружие" до "Не имеет права служить в регулярных частях".
Откуда у кунари с их врождённым скудоумием наука? Ну, нам показали порох и его производные. Причём первое - как дитя алхимии. Знаешь, скажу странную вещь, но если долго смешивать всякую фигню, рано или поздно можно намешать что-нибудь полезное. Алхимия, она же всё-таки не естественные науки в современном понимании, там терпение и взрывоустойчивость бровей требуются сильнее гибкого мозга. Последний, конечно, позволяет изрядно срезать пути, но... Сколько сотен лет у нас Тедас более или менее замер в развитии, в том числе и научно-технологическом? Были бы кунари умными, за эти века научили бы не только драконов на взрывчатку переводить.
Дело в том, что Кун, как его нам показывают последние две игры (что его поломали, само собой, спорить не буду), и должен приводить к таким результатам. Нельзя отрезать людям свободу мысли в одной области жизни и оставить в другой. Жёсткость этой системы настолько велика, что никого, кроме недалёких болванчиков она порождать уже не может. Вполне возможно, что поведение кунарей тогда - не баг, а фича Биоварей. Они показывают, к чему приводит коллективный марш под всеобщую дудку. Про реформы уже говорила, добавлю, что Тедас - он ещё и про современные европейские ценности, такие как свобода воли и мысли.
С Дорианом и "Не предупредил" всё просто: сам не знал. Откуда ему ведать, что нахватавшие инквизиторских пинков рогачи с рвением х2 полезут на уже много веков облюбованную амбразуру? Это информация была дана игроку, а не персонажам
3. С прогибом всё и вовсе лаконично. Биоварям сообщество здорово напинало за недостаточную масштабность-эпичность второй аги и отсутствие возможности повлиять на глобальные события. Биовари сделали работу над ошибками, да ещё и с запасом (а то и вовсе "Штоб вы подавились, любезные покупатели"). К сожалению, большинство игроков хочет видеть своим альтер-эго представителя семейки Сью.
Ты не забывай: это мы с тобой такими вещами наигрались в творческой юности: попробовали и решили, что не торт. А многие не пробовали, не было у них такого опыта. И вместо того, чтобы заработать свой иммунитет через творчество, они его зарабатывают через игры. Но для возникновения иммунитета необходимо столкновение с "заразой". Народ поиграет в агу и в следующий раз скажет "Спасибо, унесите пудинг".
4. Руки, сопартийцы и характеры
Вот тут у меня есть один серьёзный аргумент: ты отыгрываешь Инкви одного характера, я другого, геймер Петя - третьего. Так под чей характер Биоварям строить сюжет, чей Инкви важнее? Нельзя угодить всем, нельзя прописать все варианты (просто потому, что у тебя свой жизненный опыт и свои методы решения проблем, а у сценаристов - свои). И приходится разработчику закладывать в характер главного героя хоть какие-то рельсы. Так получилось, что у Инкви это "Я сам(а)!" с битием себя пяткой в грудь. Хуже этот вариант придуманного тобой? Лучше? Леший его ведает. Но хоть какая-то определённость для создания мало-мальски цельного сюжета необходима.
Потому что, смотри, ты говоришь: дайте мне сцену, где хоть кто-то хоть что-то пытается сделать, это в характере моего ГГ. Но я могу возразить, что это абсолютно не в характере моего, он бы за такие шухера за его спиной сопартийцам уши бы поотрывал. И мы приходим к тому, что Биовари вынуждены вставлять те сцены и те варианты, что заходят большему количеству игроков. Это тупо технические ограничения. Лет через десять, как с анимацией станет полегче, полегче станет и с широтой выборов.
И ещё. Вполне возможно, что я не только залезала, но и играла селезёнкой, но вот тот факт, что "Всё плохо" до состояния "Кирдык" лично я поняла, когда пошла в последний забег через зеркала. До этого - да, лапа мешает, но не отваливается ведь. С чего бы окружающим разводить панику и собирать консилиумы? А когда стало ясно, что нет, отваливается, искать врачей уже было поздно, тут дайте Демиурги из-под косситского топора выползти. Возвращаясь к тому, о чём ты говорила: странно бы смотрелось, если бы мне-игроку не дали информацию о тяжести положения, а персонажам - дали. Тоже диссонанс.
Про оптимизм титров мне понравился момент, который подметили другие игроки (не буду присваивать себе их заслуги): нам же всю информацию подают в виде слухов и сплетен. Откуда конкретика и дельные дела в сплетнях? Одно только "Опять Варрик всё напи...ел"
Кстати, не могу не поделиться болью. Вот ты говоришь про излишнее общение с фанатами, и я могу только порыдать в твою мудрую жилетку. Пошла тут с любопытства смотреть, что выдают в титрах при других решениях. С одной стороны, там вполне себе можно получить "Всё тлен" (убившийся об порожденек Блэкволл, скурившаяся блондинка, дохлый по итогам "Чужака" Бык...). А с другой - не дайте Демиурги тебе увидеть ту гору сахара, которой оборачивается роман Быка и Дориана. Там реально дамский роман с damsel in distress, у меня челюсть на пол не грохнулась только потому, что намертво прилипла...
Тоже не стану заморачиваться по поводу причин того, чой-то меня так уткнуло. В последнее время накопилось много стресса, который очень способствует сурьёзному набровливанию хмурей, но слава Создателю, уже отпускает.
Так что, по поводу общей темы Мерисьюшества, социума и запросов - да почему бы нет? Твои доводы про определённость характера в рамках сюжета имеют полную и крепкую обоснованность с точки зрения дизайна игры, потому что, положа руку на что угодно, только Вари занимаются в своих игрушках действительно эмоциональной стороной отношений. Ну а то, что мне не по нутру содержание их результатов на поприще - ну дык, ёлы-палы. Все предыдущие эпики не касались эмоций в таком насыщенном варианте, тот же Скайрим, позиционирующийся как РПГ на полном основании, рядом с Агой вообще бревно, и то, что в результате Вари сумели вызвать эмоции во мне, говорит в пользу проделанной работы. А так. То, что мне оно не нравится - факт действительно моей биографии.
Роскошь выбора и возрастной ценз - тоже правомерно. Напоминает мне давний разговор с кем-то из старшего поколения о Кастанеде - ожидалось, что после прочтения книга однозначно развивает в читателе нракозависимость и всё такое, шишки, грибы там и бредовые галлюцинации - но это ж не так. Поэтому тот момент, что ты сдвинула фокус с личного восприятия на факты - эт правильно.
Тут я использую запрещённый приём и огульно соглашусь по многим твоим доводам касаемо фактов:
1. по поводу богов и их взбалмошности (объяснение ничем не хуже прочих);
2. по поводу Васи (я про баб-военов говорила применительно к её отрядам, где мы видим бап с оружием - это или серые, или под фанатов, но опять же, раз "Штоб вы подавились, любезные покупатели", то да);
3. про Дориана и знания игрока, а тут же сразу и про "Варрик напи*дел" и оптимистичные титры;
4. про руку как явление - тут не до конца соглашусь: в начале Аги говорится, что именно от этой магии Инквиз рано или поздно копытнётся, именно поэтому были исследования, а потом тема постепенно забывается, а потом снова всплывает уже в Чужаке - так что... тут мы придём к характерам и прочей вкусовщине, которая в разделе ниже;
5. про реформы обществ, про пережатие крайностей для показа разных действующих сил и весёлость трындеца, позволяющего свободу странных ходов в сюжете - целиком разделяю доводы фактические.
По поводу разницы вкусов, отыгрыша Инквизов, мимики и гор сахара теперь.
Мы с тобой очень по-разному реагируем на разные сигналы (я - кэп =), и это очень вкусно. То, на что ты закрываешь глаза с полным спокойствием, во мне затрагивает струны, и наоборот. Я склонна достраивать массу всего, когда играю и это (только это) позволяет мне погрузиться и пережить восхитительный запой на неделю и месяц и даже не один.
Но есть смешное. Потому что мне как раз мимика, жесты и поведение не зашли - сначала не сильно, но сначала же достаточно, чтобы я честно пропускала части катсцен, закрывала глаза, чтобы только слышать голоса и не терять нити сюжета - эти лица и жесты мне были не по нутру, и чтобы не выпадать, я просто опускала их восприятие, достраивала их себе сама. Но в итоге получила тем, что называется отдачей - когда достраивать и перестраивать пришлось слишком много, меня бомбануло. Даже тот факт, что я делала все эти штуки осознанно, не особо смягчил, потому что выпадение в мир Мерисью и всего прочего, что мне не нравится, был быстр и весел, Тресспассера я отыграла за... что-то около недели или даже быстрее, очень насыщенное воздействие из серии "нет ребята, всё не так, всё не так, ребята". Тут даже дело не в том, какой у кого Инквиз, а как много лично мне понадобилось переделывать по сюжету у себя в мозгу, сколько нужно было пересобрать, чтобы интерес и расположение к игре оставались. И вот тут эта палка прилетела мне вторым концом.
В этом смысле те истории, которые я рассказывала сама себе на пустом месте в Скайриме или ДСке, гораздо лучше работали на меня - я знала, что в этих играх нет и двадцатой части того, что можно назвать эмоциональной плоскостью повествования именно в отношениях моего персонажа с окружающими - и безопасно достраивала их сама, особо даже не нуждаясь в игровых действиях, связанных с этим. (Чтобы не быть голословной: в Скае есть возможность по максимуму обходиться без жертв: часть сюжетных ходов основного квеста можно делать без убийств, обычные стычки решать магией узбагоения, если потратить часов 5-6 на её прокачку; я сделала ГГ-котика-монаха, вкачала ей ту самую магию и занималась тем, что, спася мир с минимумом убийств по дороге, после путешествовала по городам и дикой местности и молилась у алтарей хороших богов - там есть и плохие, их я обходила, пушо знала уже, где можно начать их квесты - так вот, это моление никак, апще никак не сказывается на: мелких квестах фракций и отдельных персонажей, состоянии перса и большинстве игровых реалий, но я это проделывала, потому что сочинила историю, и это доставляло мне неземной кайф, хотя никак не было выражено геймплейно).
Что меня сгубило с Агой, так это справедливо замеченная тобой необходимость сценария ориентироваться на конкретный характер отыгрыша, хоть в каких-то чертах. И эти черты как раз оказались тем, что мне не зашло. Тут нет хороших или плохих Инквизов, а есть только тот факт, что я нетерпимо отношусь к запихиванию меня в колею - а запихивание это, будь та колея даже на половину ближе к тому, что лично мне по сердцу, вообще-то и прошло бы незамеченным, но нет. И тут, наверное, в самом деле, нечего винить Варей или пытаться их уличить в чём-то (а я именно что пыталась уличать вот в предыдущем развёрнутом комменте). То, что формат фиксированных и при этом эмоционально насыщенных сценариев так на мне сказался, говорит за то, что это явление попросту не для меня. Что не делает игру хуже (я всегда пою ей оды на занятиях по концепту, ибо локации!).
Подводя итог: внутриигровой обоснуй всегда будет так хорошо мной оценен, как хорошо я чувствую себя после игры (ибо критиковать, равно как и воспевать, можно и то, и это, люфт лора и мировоззрение позволяют). Я всегда субъективна, и даже не стремлюсь к обратному. Если у кого-то бомбанул Скайрим, я смогу это понять, потому что благодаря собственной бомбёжке и обсуждению её с тобой поняла, где проходит разница восприятия механизмов, что цепляет в игре и как. К будущим частям Аги и прочих игр со стратегией отыгрыша, как у Аги, я буду относиться иначе, чтобы не получить этой палкой снова. А сама палка в целом... да получше многих будет, чо уж.
В этом контексте принесённая тобой последней картинка очень даже в тему